Ростовская активистка ОР Шевченко доставлена на допрос по делу о "нежелательной" организации
В Ростове-на-Дону члена федерального совета "Открытой России" Анастасию Шевченко доставили в СКР на допрос по делу, открытому по статье 284.1 УК (неоднократное осуществление деятельности "нежелательной" организации; от 2 до 6 лет колонии). Об этом сообщает "МБХ-медиа" со ссылкой на координатора "Правозащиты "Открытки" Алексея Прянишникова.
При обыске, прошедшем в понедельник утром, у Шевченко изъяли и в присутствии понятых опечатали все средства связи.
Как сообщается в телеграм-канале "Правозащита Открытки", Шевченко находится в статусе подозреваемой и ее оставляют на ночь в изоляторе временного содержания. Во вторник Ленинский райсуд Ростова-на-Дону должен будет избрать ей меру пресечения.
На допросе Шевченко отказалась давать показания, сославшись на 51-ю статью Конституции.
Обыски по делу прошли в Ростове также у других членов ОР: координатора регионального отделения движения Елены Меньшениной и активистов Антона Приходько и Ольги и Ирины Зениных.
Кроме того, в Казани обыск по этому же делу был проведен у юриста "Правозащиты "Открытки" Эльзы Нисанбековой. По окончании обыска Нисанбекову увезли в ЦПЭ, откуда позже отпустили.
Между тем во Пскове после обеда неизвестные в гражданском задержали активиста ОР Дмитрия Семеновского. Встретив оппозиционера у его дома, незнакомцы представились оперативниками угрозыска, но удостоверений не предъявили. Семеновского увезли предположительно в ЦПЭ.
Тогда же "Idel.Реалии" передали, что обыски устроили и в Ульяновске - у активистки ОР Анастасии Олейник, а также у координатора регионального отделения движения Алексея Лысякова. Олейник имеет в деле статус свидетеля; после обыска ее доставили в ЦПЭ, откуда позже отпустили.
Дело по статье 284.1, введенной в кодекс еще в 2015 году, возбуждено в России впервые. Ранее Шевченко и целый ряд других активистов ОР в разных регионах были оштрафованы по статье 20.33 КоАП (участие в деятельности "нежелательной" организации). При этом российское движение ОР, в отличие от двух одноименных британских организаций бывшего олигарха Михаила Ходорковского, в список "нежелательных" не включена.
Это второй за несколько дней случай уголовного преследования активистов ОР. 17 января подо Псковом - городом, где теперь схватили Семеновского, - были задержаны координатор регионального отделения движения Лия Милушкина, а также ее муж - активист штаба Навального Артем Милушкин. По сфабрикованному обвинению в сбыте амфетаминов обоим грозит от 10 до 20 лет колонии. В пятницу Артема Милушкина отправили в СИЗО, а его жену - под домашний арест. Сообщалось, что после задержания оба оппозиционера объявили голодовку.
Павел Чиков, председатель правозащитной группы "Агора"
Интересно, что возбуждено дело именно в Ростове. Там же расследовалось единственное в стране уголовное дело о неисполнении обязанностой "иностранного агента" - в отношении главы организации "Женщины Дона" Валентины Череватенко. Дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
Интересен и выбор именно "Открытой России". Закон о "нежелательных" организациях принимался явно под другие задачи - в рамках борьбы с якобы американским влиянием на внутреннюю политику России. Поэтому в перечне нежелательных организаций большинство - именно из США. "Открытую Россию" включили позже, и за политическую активность Михаила Ходорковского. За последние три года административная ответственность за участие в деятельности "нежелательной" организации касалась только и исключительно активистов "Открытой России". Рано или поздно попытка возбудить уголовное дело, по этой логике, должна была случиться. Надеюсь, ее ждет такая же судьба быть прекращенным за отсутствием состава преступления.
Михаил Ходорковский, основатель "Открытой России"
...Здесь вопрос не только в абсолютно репрессивном законе, а в полном презрении даже к собственным законам как таковым. По их собственному закону "нежелательной" можно признать лишь иностранную организацию. "Открытая Россия" - организация исключительно российская, что следует из ее устава. Бандиты в мантиях и погонах ссылаются на "организацию с таким же названием, зарегистрированную в Британии". Наши юристы уже год просят показать - где?! Ответа нет. Как, похоже, нет и законов. Даже если бы была одноименная организация, то это не делает ОР в России иностранной, но организации с таким названием в Британии в настоящее время просто нет, в чем легко убедиться в реестре.
Мы имеем дело с политическим преследованием в кристально чистом виде.