Генпрокуратура потребовала принять меры для разгрузки московских СИЗО
Генеральная прокуратура потребовала от Минюста и ФСИН проработать меры по разгрузке СИЗО в Москве и Подмосковье. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на представителя надзорного ведомства Александра Куренного.
На межведомственном совещании под руководством замгенпрокурора Николая Винниченко отмечалось, что по состоянию на 1 мая в следственных изоляторах управлений ФСИН по Москве и Московской области содержалось соответственно на 46 и 42 процента больше людей, чем предусматривает их возможный лимит.
Увеличение общей численности заключенных под стражу лиц при уменьшении количества вновь арестованных свидетельствует о затягивании сроков расследования и рассмотрения уголовных дел, считают в Генпрокуратуре. "Отмечается неполнота установления обстоятельств совершения преступления, подлежащих доказыванию, неправильная юридическая оценка действий подозреваемых и обвиняемых, несвоевременное назначение судебных экспертиз, сопряженное с неоднократным продлением сроков содержания под стражей обвиняемых по одним и тем же основаниям", - сказал Куренной.
Переполненность СИЗО усугубляется и длительным рассмотрением уголовных дел в судебных органах, в том числе по причине умышленного затягивания адвокатами судебных заседаний из-за неявок в суд, заявил представитель надзорного ведомства.
Участники совещания отметили и проблему механизма направления апелляционных жалоб, поданных осужденными. Поступление их в адрес Московского областного суда и пересылка обратно в городские и районные суды и последующее апелляционное оформление порой достигают двух и более месяцев.
Почти 30 процентов содержащихся в СИЗО - нелегальные иммигранты, отметил Куренной. У них, как правило, отсутствуют средства для внесения залога и нет определенного места жительства на территории России. Это не позволяет избрать им в меру пресечения в виде домашнего ареста либо подписки о невыезде.
26 января заместитель председателя Верховного суда России Владимир Давыдов заявил, что применение в России денежного залога и домашнего ареста как альтернативы заключению под стражу пока далеко от ожидаемого. "В абсолютных цифрах этот результат далек от ожидаемого, - считает зампред ВС. - Это позволяет говорить о недостаточной активности принятия судами мер пресечения, альтернативных заключению под стражу".
Применение домашнего ареста в России активизировалось и за пять лет года выросло в 3,5 раза - с 1300 решений в 2011 году до 4146 за 11 месяцев 2015 года, отметил судья. Однако, хотя полтора года назад минимальный размер залога по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести был снижен со 100 тысяч до 50 тысяч рублей, в 2014 году такая мера пресечения была применена лишь в отношении 50 человек.
23 января стало известно, что Федеральная служба исполнения наказаний подготовила поправки к УПК, обязывающие суды учитывать наличие свободных мест в СИЗО при избрании подозреваемым и обвиняемым меры пресечения. Предлагается ввести норму, "в соответствии с которой при решении вопросов об избрании меры пресечения суд должен принимать во внимание информацию о возможности размещения подозреваемых и обвиняемых, направляемую администрацией следственных изоляторов". Эти поправки призваны сократить количество лиц, содержащихся под стражей с нарушением нормы санитарной площади, определенной Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Сейчас законопроект проходит процедуру согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.