История
Статьи
Не преступление, но и не подвиг
Я не ставлю под сомнение правомерность атаки на "Густлов" и "Генерал Штойбен". Это были законные военные цели. К Маринеско и его товарищам претензий нет. Моя статья была о другом: правильно ли, что потопление "Густлова" у нас называют "атакой века" и беспримерным подвигом"?
Безразмерный Сталин
Просталинские настроения распространяются в очень разных группах населения с разным типом сознания. Причем у каждой из этих групп свой Сталин, в значительной степени мифологизированный и весьма далекий от Сталина исторического.
Сеанс покаяния
Ваше святейшество, скажите же публично, и голос Ваш будет услышан, что не бывает отпущения грехов без покаяния. Что нераскаянному грешнику не видать счастья. Что христианскому духу противно языческое любование имперской мощью, не направленной к несомненному добру.
Вертухайская объективность
Нынешняя власть, все эти годы игравшая с мифом о Сталине как выдающемся государственнике, видимо, тоже ощутила холодок за спиной. Однако не может быть и речи о нравственном возрождении страны, пока общество будет хранить молчание о преступлениях или же рассматривать их с вертухайской объективностью.
Потопленный миф
Показанный по немецкому ТВ фильм "Густлов" развенчивает многие мифы, укоренившиеся в отечественной историографии и воспевающие подвиг Александра Маринеско, будто бы потопившего чуть ли не всю элиту германского подводного флота.
Дункаль
"Наши занятия начались с того, - пишет Жолковский, - что он объяснил мне, что его имя, Дункаль, значит "ядовитое дерево", а также "герой". Я сказал, что не вижу этимологической связи. "Ну как же, - пояснил Дункаль, - "убивает много".
Повелительница зэка у Медной Горы
Много раз губила Россию вера в добрые намерения царей. И не приверженцам западных ценностей ее поддерживать. А ведь создавшие собранный Бажовым фольклор уральские мастеровые лучше иного современного интеллигента понимали все про авторитаризм. Сердцем чуяли.
Косовоглазие
Истерия по поводу Косово в России, кажется, превзошла всякие пределы. Посмотрим на Россию и на ту ее проблему, которую косовская ситуация высветила и о которой почти никто не писал. Эта истерия показала, что у современной России в действительности есть и объединяющая идея, и идеология.
Не только правду и не всю правду
Даже в не худших учебниках тема Холокоста и советского антисемитизма отражена далеко не лучшим образом. Но не повезло и другим народам. О народах Прибалтики речь заходит только в связи с их отделением от России и насильственным присоединением к СССР. Такая же фигура умолчания сохраняется и по отношению к полякам, украинцам, татарам, грузинам.