Возьми тиару
Свобода - избранных удел.
Орлиным зреньем, дивным слухом
Священник римский уцелел.
Осип Мандельштам
Кажется, в Рим в эти траурные дни съехалось больше глав государств, чем есть государств на свете. Ничего подобного, конечно, не бывало ни на Венском конгрессе, ни на Парижской мирной конференции, ни на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Рим, как встарь, снова равен миру.
Неужели сильные мира сего ("сего" в библейском значении), пожелавшие вложить персты в раны, прибыли только ради погребения? Или ради кратких протокольных встреч друг с другом? Впрочем, некоторые одиозные фигуры воспринимают похороны Папы как модную тусовку – другой возможности попасть в приличное общество у них нет. Но у лидеров крещеного мира есть забота поважнее. Все они сейчас думают об одном и том же: кто взойдет на престол Cвятого Петра?
История папства знает множество примеров бесцеремонного вмешательства светских правителей в выбор коллегии кардиналов. В эпоху Реформации и контрреформации каждый конклав становился полем соперничества великих держав. В 1769 году послы Испании, Португалии и Франции при Святом престоле довели до сведения папской курии ультимативное требование: кто бы ни был избран папой, он должен уничтожить Орден иезуитов. Император Священной Римской империи Иосиф II прибыл с огромной свитой в Рим лично. Клемент XIII, избранный аж в 185-м туре, исполнил требование, издав буллу Dominus ac Redemptor. В июле 1903 года скончался Папа Лев XIII. Его наиболее реальным преемником был государственный секретарь кардинал Рамполла. Однако Вена считала эту кандидатуру неприемлемой: Рамполла чересчур симпатизировал Франции, России и славянским подданным империи Габсбургов. Министр иностранных дел Австро-Венгрии телеграфировал своему послу в Ватикане точку зрения императора Франца-Иосифа. Первые же туры голосования вывели Рамполлу в фавориты. Тогда архиепископ Краковский кардинал Кнез-Йохан Пузына наложил вето на избрание Рамполлы. Тот отказался снять свою кандидатуру и в следующих турах набрал еще больше голосов. То был протест оскорбленного конклава. Было ясно, что необходимых двух третей Рамполла все равно не получит. Папой в итоге был избран совершенно не претендовавший на папскую тиару кардинал Джузеппе Сарто, ставший Пием X и отменивший право вето.
Сегодня такое грубое давление извне невозможно, а между тем католическая церковь стоит перед выбором, которого она не знала со времен Второго Ватиканского собора. Предстоящий конклав станет решительным столкновением традиционалистов с модернистами католицизма. Иоанн Павел II сделал все, чтобы традиционалисты получили численное преимущество на конклаве – он назначил 114 из 117 кардиналов, имеющих право голоса, хотя это и не значит, что все рукоположенные им иерархи – его единомышленники.
Фактически конклав станет малым собором, определяющим путь церкви на ближайшие десятилетия. Сторонникам либерализации церковных установлений, главным образом в области сексуальных отношений и планирования семьи, на конклаве будет противостоять сплоченная группа консерваторов во главе с деканом Священной канцелярии Йозефом Ратцингером.
Всего вероятнее, до острого, откровенного противостояния дело не дойдет и новым понтификом станет центрист. В качестве таковых называют прежде всего архиепископа Генуи Диониджи Теттаманци и архиепископа Вены Кристофа Шенборна. Очень высоки шансы архиепископа Тегусигальпы Оскара Андреса Родригеса Марадиаги. Кардиналу из Гондураса обеспечены голоса членов коллегии из Южной и Северной Америки, а также Испании и Португалии. Если эту фракцию поддержат представители курии, она легко проведет своего кандидата.
Стоит добавить, что наиболее остро вопросы сексуальной морали и контроля за деторождением стоят перед католиками Америки. Во время одного из своих последних пастырских визитов в США покойный Папа сказал, что выбор, с которым сталкивается Америка, равнозначен выбору Гражданской войны. Воистину так. Католики – самая многочисленная и быстрорастущая религиозная община США. Водораздел в полной мере проявил себя на последних президентских выборах: католик Джон Керри собрал лишь 40 процентов голосов своих единоверцев – остальные сочли его взгляды чересчур либеральными и проголосовали за поборника традиционных моральных ценностей Джорджа Буша. При таких условиях пойдешь не только в Рим на похороны, но и в Каноссу на покаяние.
Справка
Как наследуется Святой Престол
Святой Престол принадлежит к числу древнейших институтов выборной власти, по крайней мере из действующих поныне. Первым папой считается Апостол Петр, которому Иисус вручил ключи от Царства Небесного со словами: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". (Мф., 16:18) Римские епископы уже первых веков христианства избирались, причем не только клиром, но и миром, то есть паствой. Правила избрания папы на протяжении истории менялись; в этой истории можно найти примеры практически любых электоральных приемов, открывателями которых мнят себя сегодняшние политтехнологи. Нынешний порядок выборов - регламент Григория X - принят Лионским собором в 1274 году; впоследствии в него вносились, в том числе и Иоанном Павлом II, поправки и дополнения.
Регламент этот гласит, что папа избирается конклавом кардиналов. Слово "конклав" происходит от латинского cum clavis - "под ключом". Собрание прелатов запирают в Сикстинской капелле до тех пор, пока они не назовут имя нового первосвященника. Каждый член коллегии кардиналов вправе пользоваться в ходе конклава услугами двух помощников, клирика и мирянина, а в случае необходимости взять с собой медика. Вместе с кардиналами запирают и прислугу.
После закрытия покоев всякое сообщение между находящимися внутри и внешним миром прерывается; кардиналам, их помощникам и слугам запрещено передавать какие бы то ни было послания каким бы то ни было образом - письменно, устно, жестами или условными знаками. Единственный инструмент такого сообщения – колесо с ячейками, посредством которого кардиналы получают пищу и в случае надобности медикаменты, но никаких новостей извне. При этом конструкция колеса не позволяет людям, стоящим по разные стороны, видеть друг друга. Само собой разумеется, присутствующие на конклаве не могут иметь при себе магнитофонов и видеокамер; в помещении конклава нет ни телефонов, ни телевизоров, ни радиоприемников. Нарушение запрета грозит отлучением от церкви.
В конклаве не участвуют кардиналы старше 80 лет. На этот раз в выборах папы будут участвовать 117 кардиналов. Для избрания кандидату необходимо набрать две трети голосов плюс один голос.
Важный элемент интерьера – чугунная печь, в которой сжигают бюллетени. Кардиналы голосуют дважды в день, утром и вечером. Если папа не избран, в печь вместе с использованными бюллетенями кладут сырую солому и паклю; из трубы идет черный дым, и наблюдатели снаружи расходятся до следующего тура. Если избрание состоялось, в печи жгут сухую солому, и над крышей дворца клубится белый дым – сигнал скорого объявления имени нового понтифика. Декан коллегии кардиналов выходит на центральный балкон собора Св. Петра и возвещает народу: Habemus Papam! ("У нас есть папа!") Облаченный в папское одеяние избранник в сопровождении кардиналов появляется там же и благословляет паству.
Выборы начинаются после погребения покойного папы, между 15-м и 20-м днем после его кончины.
Статьи по теме
Роковая весть
Иоанн Павел Второй был не только один из величайших пастырей римско-католической церкви, но и политик-борец, чьи деяния заставляют вспомнить времена, когда Рим одерживал победы над светскими владыками и наставлял их на путь истинный.
Возьми тиару
Католическая церковь стоит перед выбором, которого она не знала со времен Второго Ватиканского собора. Предстоящий конклав танет малым собором, определяющим путь церкви на ближайшие десятилетия. О том, почему избрание духовного правителя так волнует его светских коллег, размышляет обозреватель Граней.Ру.
Папа и недоросли
Меж тем как мир оплакивает кончину Иоанна Павла II, патриоты из Охотного ряда опасаются, что наше телевидение слишком подробно и уважительно освещает происходящее в Риме в эти скорбные дни. Тревога отечественных митрофанушек небеспочвенна: миллионы россиян переживают смерть великого человека, думают о его жизни, вере и делах - и эти чувства и мысли вряд ли желательны для начальства.
За нашу и вашу свободу
Бжезинский опасался, что папа, узнав о такой наглости, не захочет с ним больше общаться. Опасался напрасно: ему предстояло еще не раз говорить с Иоанном Павлом II. В том числе и в декабре 1980-го, когда Бжезинский разбудил его среди ночи, чтобы сообщить о готовности Москвы в течение 48 часов ввести войска в Польшу.