статья Человек на Святом Престоле

Владимир Абаринов, 16.10.2003
Папа римский Иоанн Павел II. Фото BBC

Папа римский Иоанн Павел II. Фото BBC

25-летие своего понтификата Иоанн Павел Второй встречает в атмосфере подлинного драматизма. Жизнь папы клонится к закату – об этом открыто говорят иерархи католической церкви. Его терзает болезнь Паркинсона. В сентябре во время пастырского визита в Словакию он впервые не смог завершить свою речь и давно уже не в состоянии передвигаться без посторонней помощи. Но дух беспомощного старика все так же крепок, а ум ясен, как некогда у польского отрока Кароля Войтылы, решившего посвятить себя церковному служению.

Что он сделал за четверть века на Святом Престоле? Стал ли мир лучше, прибавилось ли в нем счастья, чем будет поминать его паства? Об этом спрашивает себя сейчас, на пороге смерти, и сам папа.

Он сыграл исключительную роль в разрушении коммунистической империи. Оно началось с его родной страны, Польши. В период жесткого противостояния иежду однопартийным государством и свободным профсоюзом "Солидарность" благодаря твердой поддержке Ватикана костел, как называют католическую церковь в Польше, стоял, как скала, на стороне народа, и в конце концов прогнивший режим рухнул, вызвав "эффект домино" по всему соцлагерю. Уже за одно это имя Иоанна Павла Второго будет вечно сиять на скрижалях истории.

"Папа? А сколько у него дивизий?" – иронически спросил когда-то Сталин, уверенный, что править можно только сидя на штыках. Президент Путин рассказал недавно американским журналистам, что приглашал понтифика в Россию как главу государства. "Знаете, что он ответил? "Посмотрите за окно, - сказал он. - Вы видите все мое государство прямо из окна". Это правда. У папы нет дивизий, и земное государство у него карликовое. Кесарю – кесарево. Но за согбенными плечами Иоанна Павла II стоит небесное воинство, и католиков сегодня на Земле миллиард человек. Он никого не может заставить верить себе и Богу. Его империя – империя духа, подданными которой становятся по доброй воле.

"Я говорю от имени тех, кто лишен голоса", - изрек папа. Он всегда был и остается заступником слабых, обездоленных и брошенных за свои убеждения в узилище; будучи апостолом веры, он живет в миру, страдает его бедами и исцеляет его раны безмерной любовью. Он замолил вековые грехи католицизма – на глазах у всего света попросил прощения у евреев, стал первым понтификом, переступившим порог протестантского храма, синагоги и мечети, ибо, по слову апостола Павла, "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол., 3:11).

Он идет по пути, начертанному Вторым Ватиканским собором, который обратил римско-католическую церковь к насущным проблемам современности. Однако именно при нем церковь эту постигли испытания. Среди богословов и клириков немало тех, кто считает Иоанна Павла II консерватором, препятствующим либерализации церкви. Папа тверд в защите вечных ценностей, и прежде всего таинства брака. Он противник развода, контрацепции, гомосексуализма, абортов, а также рукоположения женщин, сторонник сохранения безбрачия для духовенства. Но именно эта непреклонность помогла ему справиться с кризисом, охватившим католиков Америки в связи с разоблачениями священников-педофилов: совратителям детей, сказал он, пресекая суесловие, нет места в церкви. "Консерватизм" папы стал причиной того, что его страстная проповедь мира не нашла отклика у Норвежского Нобелевского комитета, отказавшегося удостоить его премии мира за этот год.

В этот четвертьвековой юбилей Иоанн Павел II не может не испытывать горечи. Главная миссия его жизни – примирение всех ветвей христианства – судя по всему, останется неисполненной. За 25 лет, прошедших после его восшествия на Святой Престол, он совершил 102 пастырские поездки, в том числе на Украину, в Армению, Грузию, Казахстан и Азербайджан. И только две страны остаются закрытыми для папы – Китай, где коммунистические власти не признают юрисдикции понтифика над местными католическими приходами, и Россия. В августе этого года Ватикан планировал визит папы в Монголию. На обратном пути понтифик собирался посетить Казань и передать в дар православному храму знаменитую икону Казанской Божьей Матери. Эта икона была написана в XVI веке, прошла через руки множества коллекционеров, а в 1993 году папа получил ее в дар. С тех пор реликвия находится в его личных покоях. Когда о планах папы узнали в Москве, в Ватикан приехали эксперты российского Министерства культуры, которые обследовали икону. 26 апреля министр культуры Михаил Швыдкой сообщил, что это подделка XVIII века. После того как представители Русской православной церкви, сославшись на результаты экспертизы, заявили, что для возвращения копии визит папы необязателен, Ватикан отменил поездку в Монголию, сославшись на плохое самочувствие папы.

Великое воссоединение церквей все равно произойдет. "Действительное и внутреннее примирение с Западом, - писал Владимир Соловьев, - состоит не в рабском подчинении западной форме, а в свободном соглашении с тем духовным началом, на котором зиждется жизнь западного мира". И это будет исполнением завета Иоанна Павла II.

Владимир Абаринов, 16.10.2003


новость Новости по теме