статья Плата за страсть

Владимир Абаринов, 05.10.2009
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

По последним сведениям, кинорежиссер Роман Полански оказался за решеткой благодаря чистой случайности. Пресс-секретарь прокурора округа Лос-Анджелес напрасно описывала действия своего шефа как неусыпное бдение. Никакой охоты за педофилом Полански по всему миру не было. Просто у молодого офицера швейцарской полиции оказалась хорошая память на имена. Он узнал новость о том, что Полански едет на Цюрихский кинофестиваль, и вспомнил, что видел это имя в списке лиц, объявленных в международный розыск. Сверился со списком – так и есть! Доложил начальству, начальство доложило своему начальству, то начальство позвонило американскому начальству и поинтересовалось: "Хотите, арестуем Полански?" Из Вашингтона позвонили прокурору в Лос-Анджелес: "Полански нужен?" И тот радостно ответил: "А то!"

Вот и вся охота. Ордер на арест был издан еще в 1978 году. В конце 2005 года Полански был объявлен в международный розыск. Дело об экстрадиции Романа Полански – типичный случай так называемой celebrity justice, "правосудия для знаменитостей". Правосудие это бывает двух сортов. Первый – это когда обвиняемый как существо высшего порядка пользуется явно благожелательным отношением прокуроров, суда и публики на основании своих заслуг перед человечеством - так сказать, "положительной характеристики с места работы". Второй – это когда ретивые жрецы Фемиды стремятся во что бы то ни стало засудить знаменитость, дабы продемонстрировать свою принципиальность, покрасоваться на телеэкранах и тем снискать популярность.

Дело Полански – яркий образчик celebrity justice второго сорта. Бульварная пресса мира жадно смакует сегодня подробности уголовного дела 32-летней давности, добавляя к сюжету все новые скабрезности. Грани.Ру излагали факты около шести лет назад, когда фильм Полански" "Пианист" был номинирован на Оскар, но режиссер не решился прибыть на церемонию.

"Изнасилование и содомизация 13-летнего ребенка" звучит ужасно. Но факты состоят в том, что Полански не знал, сколько лет его партнерше – судя по фотографии, ей можно было дать и все 17; секс имел место по взаимному согласию и фактически с согласия матери потерпевшей, с которой Полански говорил по телефону (ведь не думала же она, что 44-летний мужчина и ее дочь поздно вечером, после фотосъемки во фривольном виде, одни в доме играют в шахматы); жертва отнюдь не была девственницей. Все это можно прочесть в ее показаниях большому жюри, доступных любому пользователю Интернета.

Совращение несовершеннолетней – разумеется, преступление. И Полански признал себя виновным. Признание стало результатом досудебной сделки: в обмен на него прокуратура отказалась от других пунктов обвинения. Как всегда бывает в таких случаях, виновного отправили под стражу на психиатрическое обследование сроком на 90 дней. Эксперты досрочно пришли к заключению, что пациент нормален, хотя и пережил тяжелую травму в детстве (его мать погибла в Освенциме, отец выжил в Маутхаузене, сам он 10-летним ребенком бежал из краковского гетто и прятался в семье поляков-католиков).

Через 42 дня Поланский вышел из-за решетки. Осталось утвердить сделку и вынести приговор. Обвинение просило суд наказать Полански условно с учетом отбытого заключения. Однако судья счел такой приговор чрезмерно легким. Для начала он решил посадить обвиняемого в тюрьму на оставшиеся 48 суток. До Полански дошел слух, что судья намерен расторгнуть его сделку с прокурорами и учинить процесс по всей форме, предъявив ему все первоначальные обвинения. Режиссер не стал дожидаться такого оборота и, нарушив условия освобождения под залог, уехал во Францию, где получил гражданство по праву рождения в этой стране.

Впоследствии пострадавшая Саманта Геймер вчинила своему совратителю гражданский иск, и в 1993 году адвокаты сторон заключили соглашение о денежной компенсации, сумма которой неизвестна (в прессе фигурирует цифра в полмиллиона долларов). Только что появились сообщения, что Полански никаких денег будто бы не заплатил или заплатил с опозданием или не полностью, однако сама Геймер, которой сейчас 45 лет, не раз утверждала публично и в письменных заявлениях в прокуратуру, что никаких претензий к Полански не имеет, считает наказание, которое он понес, вполне достаточным и даже чрезмерным и просит избавить ее от нового судебного разбирательства, которое травмирует ее детей и мужа. В любом случае вопрос о компенсации не может служить основанием для ареста.

Тем не менее все эти годы Полански жил под дамокловым мечом ареста. Его адвокаты безуспешно пытались закрыть дело на основании серьезных процессуальных нарушений, допущенных следствием и судом. Он ни разу не ездил в Великобританию, откуда был бы обязательно экстрадирован, но в Швейцарии у него дом, он приезжал туда регулярно, и ему не приходило в голову опасаться выдачи. Если бы организаторы кинофестиваля не объявили о его приезде загодя и если бы юный страж порядка не проявил бдительность, ему сошел бы с рук и этот визит.

В этом деле сошлись интересы всех, от кого зависит решение вопроса об экстрадиции. Швейцария нуждается в улучшении своего образа в глазах американской общественности. Она отчасти построила свое благосостояние на нацистском золоте и банковских вкладах различных диктаторов и главарей оргпреступности. Швейцария служит налоговой гаванью и "прачечной" по отмыванию грязных доходов. Однако этому промыслу приходит конец. Недавно банк UBS согласился выплатить правительству США штраф в размере 780 миллионов долларов и предоставить ему имена 4450 своих американских вкладчиков, предположительно уклоняющихся от налогообложения. Экстрадиция Романа Полански способна смягчить позицию Вашингтона в этом щекотливом вопросе.

Министру юстиции США Эрику Холдеру, который подписывает представления на экстрадицию, необходимо повысить свой личный рейтинг. Он слишком политизировал деятельность своего ведомства и навлек на себя критику, в том числе со стороны президента, своими непродуманными и скороспелыми заявлениями. Борьба с педофилами – тема, которая обычно находит поддержку широких масс.

Есть причины озаботиться своей репутацией и у окружного прокурора Стива Кули. В прошлом он уже пытался добиться осуждения знаменитости, посадив на скамью подсудимых актера Роберта Блейка по обвинению в убийстве своей жены Бонни Ли Бакли. Однако жюри присяжных не смогло вынести единогласный вердикт, и Блейк был оправдан. Теперь Стив Кули жаждет нового громкого процесса.

Мнения американцев по поводу ареста Полански разделились. Аргумент его защитников состоит в том, что осуждение 76-летнего кинорежиссера, не совершившего с тех пор ни малейшего правонарушения, не отвечает интересам ни общества, ни пострадавшей. Основной довод сторонников экстрадиции – "пусть погибнет мир, но да свершится правосудие".

Владимир Абаринов, 05.10.2009


новость Новости по теме