статья Рука Москвы добралась до Америки через Ирак

Владимир Абаринов, 28.10.2004
Путин, Буш и Дух Саддама. Коллаж Граней.Ру

Путин, Буш и Дух Саддама. Коллаж Граней.Ру

"Октябрьский сюрприз" - так в Америке называют информационную бомбу, взрывающуюся непосредственно перед президентскими выборами с целью подорвать позиции одного из кандидатов. На сей раз под действующего президента подложили взрывчатку в буквальном смысле слова.

Бомба сработала в понедельник. В этот день газета New York Times сообщила на первой полосе об исчезновении со склада близ Багдада 342 тонн взрывчатых веществ.

О необъяснимой пропаже, писала газета, иракское Министерство науки и технологии уведомило главу МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадея письмом от 10 октября. Спустя пять дней Барадей поставил в известность о случившемся американское посольство в Вене. Министр науки и технологии Ирака Рашад Омар с прискорбием подтвердил эти сведения корреспонденту New York Times в Багдаде, а на вопрос, как это могло произойти, лишь развел руками: "Они пропали. Мы не знаем, что случилось".

Взрывчатка исчезла из огромного подземного хранилища "Аль-Какаа" близ Багдада. Похищенные вещества, по словам специалистов, идеально подходят для терактов и диверсий: они вдвое легче обычных при такой же убойной силе и абсолютно безопасны при транспортировке. Для взрыва американского лайнера в небе над шотландским городком Локерби в 1988 году ливийцам потребовалось меньше 400 граммов взрывчатки такого типа. Саддам Хусейн закупил ее в конце 80-х годов во Франции, Китае и Югославии. Поскольку ее можно было использовать в ядерных взрывных устройствах, инспектора МАГАТЭ опечатали бункеры, в которых она хранилась, однако уничтожать не стали: иракцы потребовали разрешить им использовать взрывчатку в мирных целях.

New York Times, официально поддерживающая в американской предвыборной кампании Джона Керри, никаких выводов из описанной истории не сделала. Зато их сделал сам кандидат демократов. Тема пропавшей взрывчатки, которая теперь будет убивать американских солдат, взрывать американские дома и самолеты, в понедельник доминировала в речах Керри. "Джордж Буш не справился с обязанностями главнокомандующего!" - громогласно вещал он, на все лады обличая президента в непростительном недосмотре. Уже во вторник утром на телеэкранах появился агитационный клип Керри, в котором сенатор расточал филиппики, ссылаясь на статью.

История и впрямь получилась сенсационная. Но с самого начала в ней чувствовалось что-то неправдоподобное. 340 тонн взрывчатки – не иголка, в кармане их не унесешь. Нужна колонна грузовиков. Хищение такого груза, пусть даже с плохо охраняемого склада, невозможно осуществить тайно. Белый дом заявил, что надо разобраться и установить все факты, которых пока не хватает. На второй день скандала появились и дополнительные факты.

Последний раз инспектора МАГАТЭ видели свои пломбы в целости и сохранности 15 марта 2003 года, после чего покинули страну в преддверии вторжения сил коалиции. А 10 апреля, наутро после падения Багдада, хранилище взяла под контроль 2-я бригада 101-й воздушно-штурмовой дивизии. По словам представителя командования бригады, беспризорный объект к этому времени наводнили мародеры, часть имущества была уже разграблена; наводя порядок, солдаты бегло осмотрели часть помещений и не увидели там никаких химикалий. Затем выяснилось, что американские войска побывали на объекте "Аль-Какаа" еще раньше: 4 апреля, в ходе наступления на Багдад, на территорию хранилища вошли части 3-й мотопехотной дивизии. Повальный грабеж там царил уже тогда. И опять-таки солдатам не попалось на глаза никаких взрывчатых веществ, хотя они обнаружили большое количество других боеприпасов. Переночевав в хранилище, дивизия продолжила наступление. Ни в первом, ни во втором случае военные не получали приказа о тщательном осмотре бункеров - да это было и невозможно, учитывая колоссальные размеры хранилища.

Из всего этого следует, что взрывчатка была вывезена из "Аль-Какаа" еще при Саддаме и, всего вероятнее, по его указанию. В любом случае история оказалась не так проста и требует дальнейшего расследования. New York Times поторопилась. Однако кандидату демократов никакие дополнительные данные не требовались. Он как ни в чем не бывало продолжал изрекать свои инвективы, особо упирая на молчание своего конкурента. "Господин президент! – обращался он с риторическими вопросами к Бушу. - О чем еще вы молчите? Что еще вы скрываете от американского народа?!" Не желая оказаться в заведомо проигрышной позиции оправдывающегося, президент ничего ему не отвечал. Ответил вице-президент Дик Чейни – он назвал Джона Керри "паркетным генералом" (в более грубом переводе – "штабной крысой").

В среду выяснилось, что телекомпания CBS получила сведения об исчезновении взрывчатки раньше New York Times и пыталась придержать историю вплоть до вечера воскресенья – то есть поставить ее в эфир менее чем за двое суток до начала голосования. Однако газета сочла за благо не тянуть до последнего - в таких случаях всегда есть опасность, что твой партнер нарушит джентльменское соглашение; эмбарго и нельзя было соблюсти – один из двух партнеров должен был опередить другого просто в силу технологии. New York Times решила "сорвать банк".

Наконец, в четверг история неожиданно развернулась в сторону Москвы. Газета Washington Times собщила, что, по сведениям Пентагона, взрывчатку со склада "почти наверняка" вывез российский спецназ. Автор этой сенсации Билл Герц изестен своими тесными связями с разведсобществом США; он обычно не указывает источников полученной информации, однако на сей раз в тексте имеется точная ссылка – на высокопоставленного чиновника Министерства обороны Джона Сноу, должность которого (deputy undersecretary) соответствует директору департамента в России. Сноу, в свою очередь, ссылается на "надежные сведения", полученные от двух европейских разведок. По словам Сноу, российские части специального назначения прибыли в Ирак перед самой войной во исполнение договоренности между Саддамом и Евгением Примаковым. В их задачу входили уничтожение документации о поставках российских вооружений в Ирак и вывоз наиболее ценных материалов в Сирию, Ливан (что почти одно и то же, поскольку эта страна оккупирована Сирией) и, "возможно, в Иран". В Сирию, в частности, были вывезены компоненты ракет, запасные части к "МиГам" и вещества, пригодные для производства химического оружия.

Версия Сноу–Герца выглядит вполне правдоподобно. Евгений Примаков, не занимавший в то время никаких официальных постов в российском правительстве, посетил Багдад с тайной миссией 23 февраля 2003 года, когда в неизбежности скорой войны сомнений уже не было. В бытность директором СВР Примаков наладил тесное сотрудничество с иракской разведкой. Документальные подтверждения такого сотрудничества британские журналисты нашли в полуразрушенном, еще дымящемся здании штаб-квартиры иракской разведки в Багдаде. Из документов, которые они там подобрали, явствует, что Москва снабжала режим Саддама ценнейшими разведданными. В частности, в одном из донесений посольства Ирака в Москве излагаются – со ссылкой на российские источники - детали состоявшейся в феврале прошлого года в Риме беседы Тони Блэра и Сильвио Берлускони, обсуждавших иракскую проблему.

Редактор "Независимого военного обозрения" Игорь Коротченко в номере от 4 апреля прошлого года сообщил, что с 20 марта резидентуры СВР и ГРУ в Багдаде были переведены на особый режим и ежедневно контактировали с представителями иракских спецслужб для "оперативных консультаций". А за несколько дней до начала операции "Свобода Ираку", как утверждает Коротченко, в Багдад прибыли две "группы силовой поддержки СВР "Заслон"; еще одна такая же группа была переброшена в Иран.

Наконец, уместно вспомнить обстоятельства эвакуации российского посольства. 6 апреля прошлого года, когда бои велись уже на подступах к Багдаду, российский МИД решил эвакуировать часть персонала и имущества посольства, хотя всего лишь накануне, судя по депеше Интерфакса, таких планов не было. Автоколонна во главе с послом Владимиром Титаренко, как известно, отклонилась от заранее согласованного с комадованием коалиции маршрута и попала под обстрел. Колонна направлялась в Сирию, хотя такой маршрут не только самый протяженный из возможных, но и самый опасный: американцы наступали с юга и юго-востока, территория к западу от Багдада оставалась под контролем иракского режима, а точнее, была неподконтрольна никому. Создавалось впечатление, что посол решил ехать в западном направлении именно потому, что там еще не замкнулось кольцо окружения, тогда как на дорогах, ведущих в сторону Ирана, уже были выставлены американские контрольно-пропускные пункты. Российским послом в Дамаске работает генерал-майор Роберт Маркарян - верный соратник Евгения Примакова и по МИДу, и по Службе внешней разведки.

О каких поставках, информацию о которых уничтожал, по словам Джона Сноу, российский спецназ, идет речь? Об этом сегодня известно довольно хорошо благодаря докладу Чарльза Долфера – специального советника директора ЦРУ, который искал в Ираке оружие массового уничтожения, но не нашел. Зато нашел многое другое. Инспекция Долфера обнаружила подписанные контракты на поставку в Ирак российских вооружений и военного оборудования, которые вывозились из Москвы в Багдад чартерными рейсами через Дамаск, а мелкие партии доставлялись иракскими дипломатическими курьерами. Получавшие от них взятки сотрудники российской таможни закрывали глаза на запрещенные к вывозу предметы. По меньшей мере четыре контракта были заключены государственной компанией "Рособоронэкспорт".

При этом применялся типичный для контрабандистов оружия прием – в сопроводительных документах в качестве конечного получателя товара указывалось Министерство обороны Сирии. Деньги, причитающиеся правительству Ирака от разницы между отпускной и продажной ценой нефти (мошенническая схема в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие"), переводились на счета в банках Иордании и Ливана, но многие реэкспортеры доставляли наличные непосредственно в иракское посольство в Москве. Эти средства использовались на взятки и подкуп российских друзей Саддама.

Владимир Абаринов, 28.10.2004


новость Новости по теме