статья Оружие массового преувеличения

Владимир Абаринов, 11.02.2004
Эмблема CIA с сайта этой организации

Эмблема CIA с сайта этой организации

За что Америка гнобила свою разведку после 11 сентября? За то, что разведка недооценила, недоглядела и недобдела. Претензия совершенно справедлива. Недооценка угрозы влечет за собой фатальные последствия, что и произошло. Разведка усвоила урок, учла замечания, перестроилась. За что ее гнобят теперь? За то, что она переоценила иракскую угрозу.

Америка – видимо, единственная в мире страна, граждане которой недовольны чрезмерной бдительностью своей разведки. Они считают, что ЦРУ втравило их страну в войну. Но разведка не принимает политических решений. Ее дело – экспертиза.

Бывший инспектор по вооружениям Дэвид Кей сделал вывод, конечно же, неприятный для разведки: ему не удалось обнаружить свидетельств того, что до войны режим Саддама располагал оружием массового уничтожения или хотя бы развитыми программами создания такого оружия. "Почти все мы заблуждались, - сказал Кей сенатскому комитету по делам вооруженных сил, - в том числе, конечно, и я сам".

Разведка ошиблась, но не только американская. Ровно такой же оценки, по словам Кея, придерживались разведслужбы тех стран, которые не поддержали военное решение и не стали участвовать в коалиции. Но Франция, а за ней Россия опровергли это заявление. Россия сказала, что ее разведка не знала, есть у Саддама запрещенное оружие или нет. Поэтому Москва выступала против вторжения и за продолжение инспекций ООН. Возможно, ЦРУ тоже следовало доложить президенту, что оно не знает. Но не факт, что в этом случае Белый дом отказался бы от идеи насильственной смены режима в Ираке. И не факт, что разведку не ругали бы за то, что она ничего не знает. Возможно, главный вывод, к которому пришел Дэвид Кей, состоит в том, что разведка не лгала в угоду политическому руководству. Не ощущал никакого давления и сам Кей.

После показаний Кея Конгрессу с публичными комментариями решил выступить и директор ЦРУ Джордж Тенет. Он выбрал для этой цели Джорджтаунский университет. "Разведка, - сказал он, - никогда не бывает полностью права или полностью не права, такое уж это занятие". Тенет категорически отрицал, что разведка исполняла политический заказ. По его словам, ни один честный и высокопрофессиональный аналитик, располагая разведданными, которыми располагало ЦРУ, не мог прийти к иным выводам, нежели те, к которым пришло ЦРУ.

Самый важный и аргументированный ответ Тенету дал один из авторитетнейших специалистов по оружию массового уничтожения, эксперт Центра Карнеги Джозеф Чиринчоне. Он не стал оспаривать детали. Вместо этого он объявил в корне порочным сам подход нынешней администрации США к проблеме нераспространения. До прихода к власти команды Джорджа Буша мировое сообщество в течение полувека полагалось на режимы нераспространения. И режимы эти, по мнению Чиринчоне, работают вполне удовлетворительно: число стран, располагающих или подозреваемых в том, что они располагают ядерным, химическим и биологическим оружием, не превышает 10. Администрация Буша избрала фундаментально иной подход – она пришла к выводу, что проблема не в оружии, а в безответственных режимах, которые им владеют или могут завладеть. Следовательно, для решения проблемы нужно уничтожать не оружие, а эти режимы.

Джозеф Чиринчоне полагает, что это ложное решение. Он согласен с тем, что главная угроза исходит от международного терроризма, а самая величайшая опасность – от террористов, заполучивших в свои руки оружие массового уничтожения. Но где они могут добыть ядерное оружие? Эксперт напомнил, что ответил знаменитый гангстер 30-х годов прошлого века Вилли Саттон, когда его спросили, почему он грабит банки. "Потому что банки – это те места, где лежат деньги", - сказал грабитель. Террористы будут пытаться получить ядерное оружие там, где оно есть, и прежде всего, по мнению Джозефа Чиринчоне, в России, располагающей арсеналом из 20 тысяч боезарядов и запасами обогащенного урана и плутония, достаточными для производства еще 40 тысяч. А самое главное – эти запасы плохо охраняются. "Мы должны активизировать усилия по обеспечению безопасности и уничтожению этих вооружений до того, как Осама бен Ладен найдет способ их купить или украсть", - сказал эксперт.

Владимир Абаринов, 11.02.2004


новость Новости по теме