В Лондоне начинается финальный этап слушаний по делу Закаева
В магистратском суде Лондона на Боу-стрит в понедельник возобновляются слушания дела об экстрадиции Ахмеда Закаева, представителя Аслана Масхадова в Европе. Генпрокуратура России выдвинула против него обвинения в убийствах, терроризме, похищении людей.
Ожидается, что финальный этап слушаний, назначенный на период с 8 по 12 сентября, начнется с перекрестного допроса Дук-Вахи Душуева. 24 июля судья Тимоти Уоркман объявил перерыв в слушаниях после сенсационного выступления этого свидетеля. Душуев заявил на суде, что оговорил Закаева под пытками и подписал показания, находясь в руках российских спецслужб. Судья Уоркман потребовал от российской прокуратуры письменных разъяснений по этому поводу. Генпрокуратура обязана была поставить британский суд в известность о том, что свидетель в момент дачи показаний находился под арестом. При этом имя Душуева было вымарано из материалов дела по просьбе российской стороны якобы из соображений безопасности.
Российская Генпрокуратура назвала выступление Душуева провокацией, осуществленной на деньги Бориса Березовского. Руководство Фонда гражданских свобод, созданного Березовским, подтвердило, что оплачивает значительную часть судебных расходов Закаева. Глава фонда напомнил, что в случае отказа в экстрадиции Генпрокуратура обязана будет возместить эти расходы.
Защита утверждает, что обвинения против Закаева носят политический характер, а в случае выдачи ему грозят пытки и смерть в российской тюрьме. Основные слушания дела начались в Лондоне 9 июня. Со стороны защиты в суде выступали, в частности, депутаты Госдумы Сергей Ковалев и Юлий Рыбаков, со стороны обвинения - замминистра юстиции Юрий Калинин. По ключевому эпизоду дела - о похищении двух православных священников в 1996 году - дал показания бывший заложник отец Филипп. На этой неделе в суде должны выступить в качестве экспертов со стороны обвинения министр по делам Чечни Станислав Ильясов и член Совета Федерации Ахмар Завгаев.
Дания в прошлом году отказала России в просьбе об экстрадиции Закаева. В декабре он прибыл в Лондон, где был задержан, а затем отпущен под залог в 50 тысяч фунтов стерлингов.
ОХОТА НА ЗАКАЕВА - все подробности дела об экстрадиции
Комментарий
24 июля слушания были прерваны в кульминационный момент. Выступление Душуева повергло в шок прокуроров и судью. Теперь сторона обвинения, собравшись с мыслями, должна допросить нежданного свидетеля. Генпрокуратуре понадобилось несколько дней, чтобы сформулировать версию о провокации, проплаченной Березовским. Любопытно, будет ли эта версия озвучена в британском суде и что написано в бумаге из Генпрокуратуры, которую затребовал судья.
Сам Закаев пока не произнес в лондонском суде ни слова. Ему, конечно, есть что сказать. И в красноречии масхадовскому эмиссару не откажешь. Но этот ресурс, возможно, вообще не будет задействован защитой. Адвокаты чувствуют себя уверенно, лишние риски им ни к чему.
В положительном для Закаева исходе дела уже мало кто сомневается. Весь вопрос в масштабах издержек для российской стороны. Одно дело - просто признать запрос об экстрадиции политически мотивированным. Небось не впервой. Но если в судебном решении будут упомянуты пытки свидетелей, фальсификация доказательств, таинственные смерти Радуева и Атгериева, о которых подробно говорилось в суде, или тот факт, что в момент инкриминируемых Закаеву деяний в Чечне шла самая настоящая война, - это может иметь далекоидущие правовые и политические последствия. То есть мотивировочная часть решения судьи Уоркмана интригует гораздо больше, чем резолютивная.
Дословно
Ахмар Завгаев
Именно при Закаеве в Чечне начались шариатские суды и публичные казни. Закаев бегал с автоматом. Если ты министр культуры, то бегай с гитарой, гармошкой или барабаном, а не с оружием.
Интерфакс, 08.09.2003
(По поводу переговоров Закаева с полпредом Казанцевым)
Закаев относится к тем редчайшим фигурам среди чеченских полевых командиров, за которыми нет совершенных терактов, похищений и казней российских солдат и других тяжких преступлений.
ИТАР-ТАСС, 05.10.2001
Александр Гольдфарб
Страшная правда о Чечне, раскрывшаяся в лондонском суде, - первый звонок для костоломов из ФСБ и их кремлевских покровителей. Как показал опыт Милошевича, виновные в военных преступлениях рано или поздно предстанут перед судом. Затея заполучить Закаева обернется для ее организаторов цепью непредвиденных последствий, которая закончится в международном суде в Гааге. На месте Генпрокуратуры я бы последовал совету адвоката Фитцджеральда и отозвал запрос.
Грани.Ру, 25.07.2003
Сергей Фридинский
(О показаниях Дук-Вахи Душуева в лондонском суде по делу Ахмеда Закаева)
Это попытка шельмовать российское правосудие и провокация со стороны тех, кто действует на деньги Бориса Березовского... Никакого давления, тем более пыток, в отношении Душуева никто не применял. Все допросы проводились в присутствии адвоката.
РИА "Новости", 25.07.2003
Эдвард Фитцджеральд
Один свидетель у вас умирает в тюрьме после дачи показаний, второй свидетель только что дал показания... Забудем на секунду, что его пытали, но вот что получается: его задерживают, через 6 дней он подписывает показания, потом его показывают по телевидению, а нам здесь говорят, что его имя нельзя разглашать в целях безопасности. Это напоминает мне самые мрачные из показательных процессов сталинских времен. Если бы это было в английском суде, дело было бы тут же выброшено за нарушение процедуры. И поэтому мы не можем так это оставить, мы требуем выяснения судьбы этого свидетеля, а также выяснения судьбы всех других свидетелей, имена которых вымараны из дела. Живы ли они вообще и что с ними сейчас?
24.07.2003
Александр Черкасов
(По поводу показаний Дук-Вахи Душуева в лондонском суде по делу Закаева)
До сих пор мы знали, что документы, которые были переданы по делу Закаева в Лондон и рассмотрены внимательно, оказались, мягко говоря, неубедительными. Это, в частности, обвинения в адрес Закаева, связанные с его общением с Андреем Бабицким, где говорится о том, что Бабицкий с Закаевым вместе пили, дарили друг другу оружие, стреляли в российских солдат, торговали наркотиками и печатали фальшивые деньги. Это и обвинение по поводу захвата и расстрела Закаевым двух священников... Теперь мы видим, как эти неубедительные документы получаются. Тот компромат на Бабицкого, который попал на процесс Закаева, он ведь был состряпан так, что его даже постеснялись представлять в Махачкалу на процесс Бабицкого в 2000 году. Человек, которого допрашивали, не мог сочинить это сам. Он это делал под диктовку следователя, и следователь использовал весьма "убедительные" методы.
Если посмотреть протокол допроса отца Филиппа от ноября прошлого года, видно, что его похищению предшествовало появление в доме, где они с отцом Анатолием находились, группы вооруженных лиц, подчиненных Джохару Дудаеву, включая начальника охраны Дудаева Абу Арсанукаева. Целый день продолжались какие-то очень нехорошие разговоры, а после этого их похитили. То есть если причастность к похищению Закаева оставалась предположением, то причастность к этому Арсанукаева становилась более-менее ясной. По крайней мере, можно было бы это проверить. Но даже если непосредственно к гибели священника он непричастен, то он причастен к гибели пленного лейтенанта Мочалина 31 декабря 1994 года в Грозном. Однако, в отличие от Закаева Арсанукаев был задержан еще летом 2000-го, а в 2002 году написал заявление с просьбой о применении к нему амнистии и в настоящее время является охранником одного из братьев Ямадаевых, состоящего в руководстве чеченского отделения "Единой России". То есть человек, причастность которого к похищению священников и гибели одного из них просматривается из материалов допроса отца Филиппа, не представляет для прокуратуры интереса. Почему? По очевидной причине - несмотря на его предыдущие деяния, он лоялен. Закаев, за которым очевидных деяний не усматривается, - нелоялен. Такая избирательность действий прокуратуры в отношении разных представителей чеченского сопротивления должна быть отмечена.
Грани.Ру, 24.07.2003
Елена Боннэр о деле Закаева
Его (Закаева. - Ред.) невиновность была доказана в декабре, когда Дания не признала ложных обвинений российской стороны. Более того, существуют достаточные свидетельства, что российские суды не являются независимыми, что на допросах применяются пытки и что сеть исправительно-трудовых лагерей - нынешний ГУЛАГ - является бесчеловечной. Только одного этого достаточно, чтобы воспрепятствовать удовлетворению требования российской стороны об экстрадиции г-на Закаева. Но именно в силу этого Кремлю так сильно нужен г-н Закаев: чтобы можно было говорить, что российская и западная системы судопроизводства равноценны. Я была шокирована, когда британское министерство внутренних дел сочло обоснованным требование России, вознамерившейся получить голову г-на Закаева, чтобы тем самым придать легитимность своей фальшивой системе судопроизводства.
Wall Street Journal / ИноСМИ.Ру, 17.06.2003