статья Что Путину выходно

24.06.2016

86046

"Путин потирает руки". "Путин - победитель британского референдума". Так считают бывший американский посол Майкл Макфол и многие другие комментаторы. Да, России нужны великие европейские потрясения. Но усилит ли Brexit позиции Кремля на континенте? Какую выгоду извлечет Путин кроме пропагандистской? Первая реакция Москвы и мнения экспертов.

Владимир Путин. Фото пресс-службы правительства
Владимир Путин, президент России
Мы никогда не вмешивались, никогда не высказывались по этому поводу, вели себя, на мой взгляд, очень корректно и, конечно, внимательно следили за тем, что происходит, но никак не влияли на этот процесс и даже не пытались этого делать.

"Заявление премьер-министра Великобритании господина Кэмерона до этого плебисцита, до референдума, в котором он озвучил позицию России (в мае Кэмерон заявил, что выходу Великобритании из ЕС обрадуются Путин и лидер ИГИЛ. - Ред.), не имеет под собой никаких оснований. Я считаю, это не что иное, как некорректная попытка повлиять на общественное мнение в собственной стране. Как мы видим, даже это не имело нужного для тех, кто это делал, результата, ну а тем более после голосования заявлять о какой-то позиции России никто не имеет права. Это не что иное как проявление низкого уровня политической культуры.

И для Великобритании, и для Европы в целом, и для нас, конечно, это (итоги референдума. - Ред.) будет иметь последствия. И если сама организация этого референдума и последующие имеющиеся уже сегодня результаты - не что иное, как самоуверенность и поверхностное отношение к решению судьбоносных вопросов для своей собственной страны и для Европы в целом со стороны руководства Великобритании, то последствия будут носить уже глобальный характер... Они будут и со знаком плюс, и со знаком минус.

Что касается санкционной политики, то я не думаю, что это как-то отразится на наших взаимоотношениях с Евросоюзом в этом отношении.

Майкл Макфол, бывший посол США в России
Я искренне поздравляю Путина с его сегодняшней победой на Brexit. Между тем русские, оправдываясь, восклицают: "Путин не виноват!" Что бы это значило?

https://twitter.com/McFaul/status/746207277833551873

Так бывает не всегда, но сегодня Путин одержал огромную победу с точки зрения своих внешнеполитических целей. Надо отдать ему должное.

https://twitter.com/McFaul/status/746200195034058753

Путин не сам добился такого исхода - он только получил от него выгоду.

Мария Захарова, официальный представитель МИДа
Нас уже успел "поздравить" с Brexit вездесущий Михаил Макфол со товарищи, искренне верящие в то, что и Мертвое море убила Россия. Тем же, кто в состоянии самостоятельно думать и анализировать, хотела бы напомнить, что последние пару лет Брюссель и Лондон шли исключительно в фарватере американской политики.

...Нас никогда не оставят в покое, потому что так было всегда. Но, господа, нельзя же так явно прикрывать словом "Россия" свои ошибки!

...В целом не удивлюсь, если вместо отдельных страновых терминов типа «Grexit» и «Brexit» скоро появится универсальное понятие «Whoexit?».

Ги Верхофстадт, депутат Европарламента
Несомненно, дестабилизация Евросоюза является для российского президента одной из важнейших внешнеполитических задач. ЕС и те ценности, на которых он базируется, - основные права человека, свобода прессы, равенство, верховенство права - представляют собой противоположность Евразийскому союзу, который хочет построить Путин. Выход Великобритании ослабит Европу в военно-политическом отношении и вместе с тем даст пример для подражания крайне правым националистам в других европейских странах.

...Во-вторых, в случае выхода Британии станет более вероятной отмена наложенных на Россию европейских санкций - а нужда в этих санкциях есть... В Европейском совете Великобритания всегда была - и, на мой взгляд, с полным на то основанием - в числе самых последовательных сторонников жестких санкций против России в связи с ее незаконным вторжением и продолжающейся оккупацией части Восточной Украины.

Есть и третья причина, по которой Путин обрадуется британскому выходу из ЕС: Британия активно поддерживает независимую европейскую стратегию в энергетике.

Бен Джуда, британский журналист
Целей у Путина две. Во-первых, он хочет положить конец расширению единой Европы и сделать так, чтобы такие страны, как Украина и Грузия, всегда находились в серой зоне между Россией и Европой, где он может произвольно применять военную силу. Во-вторых, он хочет, чтобы европейский блок с населением в 500 миллионов человек (намного больше, чем российские 143 миллиона), имеющий более или менее единую внешнюю политику, распался, оставив вместо себя 28 отдельных уязвимых государств, в отношении которых гораздо более крупная Россия могла бы вести политику "разделяй и властвуй"... Надломленный Евросоюз, где единый рынок рушится на глазах и где в большинстве столиц российское посольство имеет куда больше влияния, чем британское, - такое положение вещей для нас гораздо хуже, чем нынешнее.

http://www.independent.co.uk/voices/those-who-call-for-brexit-are-handing-european-power-to-the-kremlin-a6921386.html

России не следует питать особых надежд на дезинтеграцию Европы в долгосрочной перспективе. Британия вряд ли сыграет по отношению к ЕС ту же роль, которую в 1990 году играли страны Балтии в отношении Советского Союза. Скорее уж Германия и Франция примут решительные меры для дальнейшего сплочения блока в политический союз. Могут быть сделаны шаги для формирования единой внешней политики, а это значительно уменьшит влияние России в ЕС. Британия уже не сможет мешать Франции, Польше и странам Балтии в их стремлении создать эффективные европейские вооруженные силы под общим командованием. А это явно не в интересах России, поскольку ее возможности вмешиваться в дела бывших стран Варшавского договора сократятся. Вряд ли увеличатся российские возможности и на Украине. Более вероятно другое: ощущение решающего исторического момента и соответствующая буря в СМИ побудят США обратить больше внимания на Европу, чтобы предотвратить ее дальнейший распад и наращивание потенциала для российского вмешательства.

Владимир Милов. Фото с официального сайта www.milov.info
Владимир Милов, лидер движения "Демократический выбор"
Кремль - да, ликует, но в Кремле сидят тактические гении и при этом стратегические кретины, а это голосование - стратегическое, поэтому они им не сумеют воспользоваться. Кремлинские СМИ, которые еще вчера форсили тему Brexit, уже сегодня начали форсить тему сепаратизма Шотландии и Северной Ирландии - но дрифт последних в сторону ЕС и раскол Британии теперь только выгодны Единой Европе, которую кремлины так не любят. Сейчас кремлины попытаются устроить похожий референдум в другой западноевропейской стране (ближайший кандидат - Голландия), но там сепаратистов ждет сокрушительное поражение, и в итоге европейское единство стратегически только укрепится.
Сергей Уткин, политолог
Официальная пропаганда пытается внушить российским гражданам, что в России им живется лучше, чем в загнивающей Европе. Там проблемы с мигрантами, с безопасностью, со всем прочим - а в России лучше. Brexit станет еще одним элементом идеологического штампа "гибель Европы".

...Уход Британии создаст для Москвы новые возможности. Она может сказать Лондону: "В ЕС на вас сердятся, там обижены вашим решением уйти, и вам нужны друзья - а мы готовы сотрудничать".

Сергей Медведев, профессор Высшей школы экономики
Если случится Brexit, если наступит кризис в Евросоюзе, это будет здесь пропагандистской победой... Москва воспринимает все происходящее как игру с нулевой суммой. А это значит: что плохо для Евросоюза, хорошо для России. Вот и все, очень просто. Они не думают о том, что же дальше: о том, что ЕС их крупнейший торговый партнер, о проблеме безвизового режима, о росте транзакционных издержек для российского бизнеса. Нет, так на вещи они не смотрят - только "или-или".
Денис Билунов. Фото А.Карпюк/Грани.Ру
Денис Билунов, функционер Партии 5 декабря
Оценка brexit как"выигрыша Путина"... выглядит, мягко говоря, преувеличением. Кремль, конечно, попытается использовать это событие в своих интересах, но выжать из него нечто большее, чем новый повод для пропагандистского треска, тут довольно сложно.
Михаил Ходорковский, общественный деятель
Что же касается нас и всех остальных, то усилится влияние Германии и США в Европе, усилятся европейские радикалы. Сейчас подрастет доллар и золото припадет, а потом восстановится фунт, со временем упадет евро. Санкции (кроме крымских), вероятно, отменят к концу года (если не будет обострений на Донбассе). Впрочем, при нашем качестве госуправления отмена санкций и антисанкций лишь помогут понять, что дело не в них.
Александр Баунов
Александр Баунов, главный редактор Carnegie.ru
Великобритания - страна, которая внутри ЕС считается наиболее последовательным проводником американской линии и больше других склонна прислушиваться к страхам и мнению восточных европейцев, в частности прибалтов. С точки зрения российской дипломатии, выход Великобритании "санирует" ЕС - он становится для Кремля более удобным партнером.

...Мечта российской дипломатии как раз и состоит в том, чтобы выстраивать отноошения с каждым крупным европейским государством по отдельности. В Кремле мечтают о ситуации, которая напоминала бы XIX или начало XX века, - Европе союзов, коалиций... В этом смысле Великобритания вне ЕС - это шаг в то европейское прошлое, которое является мечтой о будущем для российских дипломатов. Но, во-первых, эта мечта вряд ли реализуется. И, во-вторых, мы не забываем, к чему привела саму Россию та самая старая Европа, где были союзы отдельных стран, которые то враждовали, то сливались, то распадались, - а именно к двум мировым войнам, в которых Россия была самой пострадавшей.

Александр Бондарев, журналист, переводчик
Путину всегда будет легче договориться с брюссельскими бюрократами, чем с парой десятков отдельных государств, столь же ценящих свою независимость и суверенность, как Великобритания.
Владислав Иноземцев
Владислав Иноземцев, экономист, социолог
В результате воз­рождения агрессивной и малопредсказуемой России, тяготеющей к Китаю и заигрывающей с авторитарными режимами по всему миру, проект «широкой Европы» следует признать провалившимся. В конце «холодной войны» произошел переход «от одного Запада и двух Европ к одной Европе и двум Западам»... Но сегодня идея «одной Европы» уже не выглядит очевидной. Скорее стоит задуматься о новой конфигурации... Уход Британии к «атлантическому» лагерю, как и безумие России, рисуют сегодня те пределы Европы, в которых она будет существовать еще долгие десятилетия.
Лилия Шевцова, политолог
Есть иллюзия, что разброд в Европе увеличивает российское шансы половить рыбку в мутной воде. Что же, это всегда занятие слабых. И оно может дать дивиденды. Тем более что европейский популизм так хочет использовать Россию в своих играх. Но дивиденды от этой игры для нас могут быть временными. Поддержка право-левого популизма, проповедующего протекционизм и подозрительность в отношении окружающего мира, вряд ли создаст для России благоприятную внешнюю среду. Западные популисты нас будут подозревать так же, как и остальных чужих. А непредсказуемость и конвульсии Запада не дадут России возможность продолжать свою политику непредсказуемости, которая основывается на вере в прочность западных правил игры!

Запад начинает поиск своей новой истины. Они в конце концов разберутся. Это уже не первый кризис либеральной цивилизации. И каждый раз кризис позволял ей подниматься на новый уровень прогресса. И сейчас они выживут: сменят машиниста, поставят новый локомотив и начнут движение. И нам их будет не догнать. Если не сумеем вскочить в последний вагон.

24.06.2016


новость Новости по теме