Меркель отменила визит в Эрмитаж из-за конфликта вокруг "трофейного искусства"
Канцлер ФРГ Ангела Меркель отменила посещение Эрмитажа, где она должна была в пятницу вместе с Владимиром Путиным открывать выставку "Бронзовый век. Европа без границ". Как сообщает Deutsche Welle, Меркель досрочно завершила визит в Петербург, где она участвовала в международном экономическом форуме.
Как сообщил официальный представитель федерального правительства Штеффен Зайберт, российская сторона вопреки первоначальному плану не включила в план церемонии выступление канцлера Германии. По данным немецких источников, Меркель собиралась заявить, что Германия не признает право России на так называемые "перемещенные ценности" и настаивает на реституции.
Главный экспонат выставки в Эрмитаже - Эберсвальдский клад, крупнейшее собрание золотых изделий Бронзового века, вывезенное из Германии после Второй мировой войны.
По данным Deutsche Welle, изменение планов Меркель связано с заявлениями куратора выставки Юлии Кантор в интервью "Российской газете" 19 июня. Отвечая на вопрос о возможности показать экспозицию в Германии, Кантор заявила о необходимости гарантий принимающей стороны, а также о том, что в Германии до сих пор находятся музейные ценности, вывезенные нацистами.
Юлия Кантор, куратор выставки "Бронзовый век. Европа без границ. IV-I тыс. до н.э."
Хотелось бы, чтобы активнее развивалось сотрудничество в сфере поисков российских художественных ценностей, вывезенных нацистскими государственными структурами. Я имею в виду штаб Розенберга, зондеркоманду Кюнсберга, действовавшую под патронатом ведомства Риббентропа, группами "Аненэрбе", "миссией Линц" и т.д. Чудовищные цифры награбленного этими структурами хорошо известны по немецким и российским источникам, как известно и мизерное количество возвращенного в Россию.Что касается показа перемещенных художественных ценностей, то напомню, что именно Эрмитаж стал первым в постсоветское время выставлять эти экспонаты на выставках. Мир открыт, границы почти прозрачны - выставки могут быть хорошим паллиативом. Но для того чтобы везти такие выставки в Германию, нужны как минимум государственные гарантии немецкой стороны, что эти вещи вернутся в Россию. Увы, инициативы российских музеев, связанные с показом перемещенных ценностей, нередко порождают в Германии новые требования: "Показали, теперь верните". Как следствие, мы оказываемся в тупике, потому что в результате в России усиливаются позиции консервативной части музейного и политического сообщества, которая выступает против показов. Надо помнить, что сложная тема перемещенного искусства все же вторична на фоне трагедии невосполнимых утрат в сфере культуры, понесенных нашей страной. Я ни в коей мере не говорю о возможности применить средневековый принцип "око за око", но настаиваю на четкой расстановке акцентов этой проблемы.