Как появилась подпись Немцова под обращением Ванессы Редгрейв
Владимир Буковский в интервью Граням.Ру подтвердил, что глава СПС Борис Немцов поставил свою подпись под заявлением с требованием к датским властям не выдавать России Ахмеда Закаева.
По словам Буковского, через некоторое время Немцов захотел снять свою подпись, однако заявление уже было отправлено в Данию. Тогда Немцов через представителя СПС в Лондоне Владимира Кара-Мурзу отправил вслед за подписью в защиту Закаева объяснительную записку:
"Москва, 9 ноября 2002 г.
Ахмед Закаев - единственный из чеченских сепаратистов, который осудил тeррористический акт в Москве. Мне неизвестно содержание документов, которые российская прокуратура передала в Данию. Я считаю, что датское правосудие адекватно и объективно разберется с этими документами и примет решение не под политическим нажимом, а в соответствии с законом.
Я убежден, что в Чечне нужен политический процесс, который включает в себя переговоры. Считаю, что эти переговоры должны вестись не с теми, кто согласен с действиями федеральных властей в Чечне, а с теми, кто не согласен с ними. В том числе - и с участниками вооруженного сопротивления.
В этом смысле кандидатура Ахмеда Закаева как участника переговорного процесса должна быть рассмотрена наравне с другими".
Своей подписи под обращением в защиту Закаева г-н Немцов не снял - в отличие от эмблемы СПС, которую он потребовал убрать из зала, где проходила международная конференция "За прекращение войны и установление мира в Чеченской Республике", после того как под давлением старших товарищей вынужден был отказаться от участия в ней.
С просьбой не выдавать Закаева к правительству Королевства Дании, Европейскому парламенту и Европейскому союзу обратился и Санкт-Петербургский комитет солдатских матерей. В обращении недопустимость выдачи Закаева властям РФ обосновывается тем, что:
1. Запрос о выдаче Закаева был подан с целью преследования его по политическим и национальным мотивам. 2. В случае выдачи Закаев попадет в следственный изолятор ФСБ, где ему не только не будут обеспечены принятые в Европе условия тюремного содержания, но основным методом ведения следствия будут пытки и всевозможные физические надругательства (избиение, карцер, ночные допросы и т.д.). 3. К Закаеву может быть применена смертная казнь, поскольку Госдума РФ не ратифицировала Протокол # 6 к Европейской конвенции по правам человека, а УК РФ по-прежнему предусматривает наказание в виде смертной казни. 4. Свою причастность к теракту в Москве 23-26 октября 2002 года Ахмед Закаев полностью отрицает, и в достоверности его слов нет оснований сомневаться.
Комментарий
История с подписью Бориса Немцова под обращением в защиту Ахмеда Закаева местами смахивает на анекдот, местами на трагедию. Анекдот - потому что очень уж забавны эти метания Бориса Ефимовича и особенно его команды. Сначала подписал, потом выяснилось, что только устно согласился, а подпись не ставил, после чего написал объяснительную по поводу подписи, которую собственноручно не ставил, а лишь согласился поставить... Трагедия же видится в том, что на наших глазах человек меняет кожу. Отказывается от самого себя. По-быстрому, чуть ли не в панике. Демократический окрас в его среде обитания становится смертельно опасным. Еще бы - президент без всяких там тонкостей, прямо заявил: "...те, кто выбирает Масхадова, выбирают войну. Все эти люди, где бы они не находились – на территории России или за ее пределами, – будут рассматриваться нами как пособники террористов". Ходатайствуя за Закаева (считай, что за Масхадова), Немцов ставит под удар не только себя, но и свою столь комфортно пристроенную команду (партию, фракцию), получившую из рук президента лицензию на право быть в оппозиции. Вот и переполошились "оппозиционеры", повисли на руках своего бесшабашного лидера: не подписывай, отрекись, падай ниц! Страшно? Конечно, страшно. Потому и не будем строго судить этих перепуганных людей. Даже международная конференция, прошедшая в Москве под лозунгом "Даешь переговоры с Масхадовым!", в числе участников которой были такие стойкие правозащитники, как Сергей Ковалев, в конечном счете вымарала из своей резолюции имя ичкерийского лидера.
Статьи по теме
Европа не хочет выдать этого человека
Английская актриса и общественная деятельница Ванесса Редгрейв обратилась к властям Дании с призывом освободить Ахмеда Закаева из заключения и дать ему возможность выехать в Великобританию. Под этим обращением подписались многие политики, правозащитники, деятели культуры из многих стран мира, в том числе из России. А один лидер думской фракции даже приложил к своей подписи в защиту Закаева объяснительную записку.