Факты на оборот
Крым: арестованному активисту Бекирову предъявлены обвинения
УФСБ по аннексированным Крыму и Севастополю предъявило арестованному крымскотатарскому активисту Эдему Бекирову обвинения в хранении патронов и тротила. Об этом в среду вечером сообщила "Новая газета" со ссылкой на адвоката "Агоры" Алексея Ладина, который защищает политзека.
57-летнему Бекирову - инвалиду I группы, у которого вместо правой ноги ниже колена съемный протез, - инкриминированы часть 2 статьи 222 (незаконный оборот оружия в составе группы лиц по предварительному сговору; от 2 до 6 лет колонии) и часть 2 статьи 222.1 российского УК (незаконный оборот взрывчатки в составе группы лиц по предварительному сговору; от 3 до 8 лет).
Согласно фабуле дела, в мае нынешнего года Бекиров передал некоему таксисту сумку с почти 12 килограммами тротила и почти 200 патронами калибра 9 миллиметров (ранее сообщалось о 190 патронах) и попросил их спрятать. Таксист, как утверждается, спрятал сумку в окрестностях села Рисовое Красноперекопского района, а затем явился с доносом в ФСБ. Данные этого свидетеля засекречены; в деле он проходит под псевдонимом Карим Меметов.
Коллаборантское агентство "Крыминформ" в своей публикации, не назвав Бекирова по имени, передало со ссылкой на региональное УФСБ, будто тротил и патроны предназначались для "использования при совершении противоправных действий на территории полуострова".
Также силовики заявили о причастности Бекирова к деятельности крымскотатарского батальона им. Номана Челебиджихана, который формируется на континентальной Украине вице-президентом Всемирного конгресса крымских татар Ленуром Ислямовым.
После предъявления обвинения, продолжил адвокат Ладин, политзек согласился на допрос, чтобы представить доказательства своей невиновности. "Он пошагово рассказал, где он находился в Крыму в ту поездку, - сообщил юрист. - Одну ночь ночевал у дочери, одну - у матери жены. Ездил в село к двоюродной сестре, всегда в сопровождении родственников. У него всегда был телефон с сим-картой, специально купленной в Крыму. Сейчас этот телефон у дочери Бекирова".
Ладин заявил ходатайство об изъятии телефона, допросе дочери политзека и исследовании сим-карты, чтобы установить местонахождение обвиняемого во время пребывания в Крыму. "Биллинг должен неопровержимо доказать, что Бекиров не мог этого сделать и не делал", - пояснил адвокат.
Бекиров - житель поселка Новоалексеевка Херсонской области, муж члена Меджлиса крымскотатарского народа Гульнары Бекировой. ФСБ задержала активиста 12 декабря на КПП "Джанкой" при въезде в Крым. Бекиров направлялся на полуостров навестить 78-летнюю мать и других родственников перед очередной операцией, которая намечалась на 16-е число.
13 декабря судья подконтрольного России Киевского райсуда Симферополя Валентина Камынина арестовала задержанного на два месяца - до 11 февраля будущего года. На слушаниях у активиста случился сердечный приступ. В суд вызвали скорую; врачи установили, что у задержанного упал уровень сахара в крови и понизилось артериальное давление.
Бекиров страдает сахарным диабетом. Также он пережил инфаркт. В январе нынешнего года активисту сделали сложнейшую операцию на сердце, поставив четыре шунта. В день больному надо принимать по 16 таблеток, от которых зависит его жизнь. Между тем сумку с лекарствами Бекирова силовики из ФСБ 12-го числа отдали водителю такси, на котором ехал задержанный.
17 декабря дочь политзека Элеонора Бекирова написала на своей ФБ-странице, что ему до сих пор не могут передать в симферопольский СИЗО-1 лекарства и материал для перевязки открытой раны после ампутации ноги.
На другой день "Крым.Реалии" сообщили со ссылкой на Ладина, что с момента ареста Бекирову не оказывалась медицинская помощь. В частности, ему ни разу не перевязали ногу, хотя такие перевязки согласно предписанию врача должны были делать два-три раза в день. Ко фсиновскому врачу, продолжил адвокат, политзека вызвали лишь 17-го числа. Та ограничилась опросом больного и даже не осматривала его. "Хотела, чтобы он снял бинт с ампутированной ноги. Но так как перевязочного материала нет, он отказался это делать, потому что в итоге будет открытая рана", - рассказал адвокат.
Все лекарства, которые оставались при Бекирове, он выпил; по состоянию на 18-е число у политзека оставался запас медикаментов лишь на один день. Таблетки от диабета у больного кончились; медчасть СИЗО дала ему некий аналог, однако, по словам самого Бекирова, это не то лекарство, которое нужно.
При этом, продолжил Ладин, диагнозы Бекирова включены в принятый российским правительством перечень болезней, не допускающих помещения в СИЗО.
Адвокат подал жалобу прокурору по надзору за местами лишения свободы.
В среду Ладин рассказал "Новой газете", что Бекиров содержится в двухместной камере спецблока СИЗО и по-прежнему лишен медицинской помощи. Начальник медчасти изолятора 18-го числа пообещал, что больного осмотрит комиссия и в зависимости от ее заключения Бекирова могут госпитализировать, а следователю подать ходатайство о смягчении меры пресечения.