Активисты Мустафаев и Смаилов арестованы по второму бахчисарайскому делу "Хизб ут-тахрир"
Подконтрольный России Киевский райсуд Симферополя арестовал сооснователя и одного из координаторов "Крымской солидарности" Сервера Мустафаева на срок до 9 июня по второму бахчисарайскому делу "Хизб ут-тахрир". Об этом сообщают коллеги активиста, не уточняя имени судьи.
Слушания проводились в закрытом режиме. Как передают "Крым.Реалии" со ссылкой на адвоката Сергея Легостова, он просил ограничиться домашним арестом Мустафаева. Однако судья занял сторону следователя ФСБ.
Позже - также в закрытом режиме - был арестован до 9 июня и второй задержанный по делу - житель села Долинное (Топчикёй) Бахчисарайского района Эдем Смаилов. Адвокат Константин Рустемов на суде тоже запрашивал для своего клиента домашний арест, а не СИЗО, однако и в этот раз доводы защиты были проигнорированы.
Как раз во вторник Смаилову исполнилось 50 лет. Через месяц он собирался выдавать замуж старшую дочь.
Один из координаторов "Крымской солидарности" Дилявер Меметов, сын фигуранта первого бахчисарайского дела "Хизб ут-тахрир" Ремзи Меметова, сообщил "Крым.Реалиям", что Смаилов последние 15 лет проводил в Бахчисарае исламские обряды.
Эдем Смаилов в машине ФСБ у суда, 22.05.2018. Фото: "Крымская солидарность"
Сравнительно небольшой срок ареста, назначенный на нынешних слушаниях, объясняется тем, что именно до 9 июня ранее были продлены аресты шести фигурантам этого же дела, остающимся в СИЗО с прошлой осени.
Мустафаев и Смаилов были задержаны в понедельник после обысков в своих домах: первый в Бахчисарае, второй - в Долинном. При этом пророссийские СМИ со ссылкой на ФСБ объявили о задержаниях объявили о задержаниях еще до окончания обысков.
Как и большинству фигурантов дела, задержанным вменили часть 2 статьи 205.5 российского УК (участие в деятельности террористической организации), предусматривающую от 10 до 20 лет колонии.
В доме Смаилова вместе с ним во время обыска оказались заблокированы трое его детей. При этом жену Смаилова в ее собственный дом не допускали. Ее матери, теще хозяина, стало плохо. Землячки, пришедшие к дому, самостоятельно оказали ей первую помощь.
Возле дома Мустафаева во время обыска глушили сигнал мобильной связи. По этой причине у активистов возникли проблемы с ведением трансляции.
Прибывших на обыски адвокатов ФСБ ни к Мустафаеву, ни к Смаилову не допустила.
Задержания большинства фигурантов второго бахчисарайского дела "Хизб ут-тахрир" прошли 11 октября 2017 года. Были схвачены Марлен (Сулейман) Асанов, Сейран Салиев, Мемет Белялов, Эрнес Аметов, Сервер Зекирьяев и Тимур Ибрагимов. Все шестеро, как и Мустафаев, - активисты "Крымской солидарности". 12 октября задержанных отправили в СИЗО. Асанову вменяется часть 1 статьи 205.5 российского УК (организация деятельности террористической организации), предусматривающая от 15 лет до пожизненного срока, остальным - часть 2 этой же статьи. Никто из политзеков вину не признает.
Всего же в Крыму после аннексии было сфабриковано уже семь дел "Хизб ут-тахрир". До суда на сегодня дошли четыре. По самому первому из них - первому севастопольскому - в 2016-2017 годах были вынесены приговоры к срокам от 5 до 15 лет. Сейчас в военном суде в Ростове-на-Дону находятся ялтинско-алуштинское, второе севастопольское и первое бахчисарайское дела "Хизб ут-тахрир"; слушания по существу последних двух должны открыться на нынешней неделе.
О последнем на сегодня деле - третьем севастопольском - стало известно полторы недели назад. Пока в этом деле только один фигурант - Энвер Сейтосманов. Он арестован.