Второе дело "украинских диверсантов" возвращено в прокуратуру
Судья подконтрольного России Севастопольского горсуда Игорь Кожевников вернул в прокуратуру второе дело "украинских диверсантов", по которому арестованы местные жители Владимир Дудка и Алексей Бессарабов. Об этом сообщает ТАСС.
Решение было принято в ходе предварительных слушаний по делу. На какие именно недостатки указал прокуратуре Кожевников, в пресс-службе суда уточнить отказались.
Как передает Крымская правозащитная группа, на этом же заседании Кожевников продлил политзекам арест еще на три месяца - до 8 июля.
Хотя российский УПК предписывает проводить предварительные слушания в закрытом режиме, Кожевников допустил публику на заседание. Политзеки смогли повидать своих родственников.
54-летний Дудка - украинский военный моряк в отставке, капитан 2-го ранга, член Объединения ветеранов разведки Украины. После аннексии Крыма работал сапером в городском управлении российского МЧС. 41-летний Бессарабов - военный эксперт, член редколлегии журнала "Чорноморська безпека", который прекратил выход после аннексии Севастополя, а с 2017-го вновь издается, уже в Киеве.
Обоих севастопольцев задержали 9 ноября 2016 года. Одновременно был задержан третий фигурант дела - военный эксперт Дмитрий Штыбликов, в прошлом также служивший в украинской армии. Всех троих арестовали.
Фигурантам вменили часть 1 статьи 30 - пункт "а" части 2 статьи 281 (приготовление к диверсии в составе организованной группы; до 10 лет колонии), часть 3 статьи 222 (незаконный оборот оружия в составе организованной группы; до 8 лет) и часть 3 статьи 222.1 российского УК (незаконный оборот взрывчатки в составе организованной группы; до 12 лет). Согласно фабуле дела, обвиняемые планировали "совершение диверсионных акций на объектах военной инфраструктуры и жизнеобеспечения полуострова Крым". Утверждалось, что у них изъяты оружие и взрывчатка, средства спецсвязи и карты-схемы объектов, где намечались диверсии.
Между тем уже вскоре выяснилось, что оружие, которое изъяли у "диверсантов", предназначено для игры в страйкбол. Кроме того, отмечалось, что продемонстрированные на видео ФСБ пустые бланки с печатью украинской войсковой части № А-0235 недействительны - они относятся ко времени до марта 2014 года, поскольку после аннексии Севастополя эта часть прекратила существование.
Вскоре после ареста фигурантов спецслужба распространила видеозаписи с признательными показаниями как Штыбликова, так и Бессарабова. Запись допроса Дудки обнародована не была. В дальнейшем сообщалось, что он отказался от первоначальных признательных показаний, пояснив, что дал их под давлением. Позже стало известно, что признательные показания дезавуировал и Бессарабов.
Между тем Штыбликов весной 2017 года пошел на сделку с прокуратурой, в рамках которой дал показания как против себя, так и против Дудки. 16 ноября прошлого года он был приговорен в особом порядке к пяти годам строгого режима со штрафом 200 тысяч рублей. В конце марта стало известно, что осужденный отправлен в Омскую область России. В то же время не уточнялось, поместят ли Штыбликова в одну из колоний этого региона или отправят по этапу дальше.
У Дудки в заключении ухудшилось здоровье, а лекарства, которые родственники приносили ему в СИЗО, фсиновцы передавали политзеку с задержками. Один раз задержка составила месяц.