Конституционный суд разъяснил Андрею Кокошину, как можно присоединить Южную Осетию к России
"Закон допускает принятие в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта иностранное государство или его часть, - говорится в ответе Конституционного суда России на депутатский запрос Андрея Кокошина о возможности вхождения Южной Осетии в состав России, - но договор заключается не с частью иностранного государства, а непосредственно с данным государством". Как сообщает корреспондент Граней.Ру, суд констатирует, что "Южная Осетия - часть Грузии". "Таким образом, вопросы, связанные с ее принятием в Российскую Федерацию… должны решаться с Грузией, причем по инициативе последней", - сказано в документе.
Депутатский запрос "О правовых аспектах вхождения Южной Осетии в состав Российской Федерации на правах нового субъекта" глава думского комитета по делам содружества СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин направил в Конституционный суд РФ 15.07.04 г. (№ 3/17-28/467). Ответ получен 30.07.04 г. и зарегистрирован в аппарате Госдумы за N 3.17 – 28/795.
Комментарий
Тем, кто подзабыл Андрея Кокошина, напомним, что речь идет о докторе исторических наук, профессоре, член-корреспонденте Российской академии наук, бывшем замглавы Института США и Канады, бывшем первом заместителе минситра обороны, бывшем секретаре Совета безопасности России. Трудно допустить, что без Конституционного суда Андрей Афанасьевич не мог разобраться в таком вопросе, как "правовые аспекты" присоединения Южной Осетии к России. Ну, ладно, подзабыл, бывает. Так вот же он, федеральный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Все черным по белому. Зачем же грузить и без того перегруженный Конституционный суд вопросами, ответы на которые под силу дать и старшекласснику?
Можно предположить, что на этот запрос Кокошина спровоцировали коллеги, чья правовая грамотность, заметим деликатно, далека даже от уровня средней школы. Таких в Думе пруд пруди. И, устав с ними препираться, главный думский специалист по содружеству решил защититься авторитетом Конституционного суда, чтобы раз и навсегда снять этот вопрос с повестки дня. Объяснение, конечно, несколько неуклюжее, но других-то в пользу Кокошина нет. Потому что все остальные мотивы, которые могли заставить уважаемого ученого и политика сунуться с таким вопрос в Конституционный суд, выставляют Кокошина, прямо скажем, в нехорошем свете.
Человек такого уровня и учености не мог не отдавать себе отчет в том, что сам факт обращения в Конституционный суд с подобным запросом – уже политическая бомба. Ну как если бы в Москве вдруг узнали, что высокий чин Бундестага официально поинтересовался у высшей судебной инстанции Германии, нет ли случайно "правовых аспектов" для присоединения Калининградской области к немецким землям. Как бы расценили в Москве эту любознательность? Как дружественный жест, направленный на укрепление российско-германских отношений?
Думается, в нашем случае все очевидно. Г-н Кокошин, готовя свой визит в зону осетино-грузинского конфликта, решил обозначить свое глубинное проникновение в проблему. Причем так обозначить, чтобы сделать приятное Цхинвали, с одной стороны, а с другой, приструнить Тбилиси. Для осетин этот запрос – как сигнал постоянной готовности российских парламентариев начинать практические шаги по отчуждению Южной Осетии от Грузии. Ведь уже не просто слова - а документ. Пусть не в пользу сепаратистов. Но ведь законы принимает Госдума. Можно кое-что и подправить. Именно последнее и адресовано Тбилиси – будете перегибать палку, "подправим". Тбилиси следует понимать запрос г-на Кокошина как намек на возможность пересмотра правовых аспектов в двусторонних отношениях. Это отнюдь не холостой выстрел и не демонстративная пальба поверх голов. Это хорошо просчитанный шаг очень образованного, политически грамотного человека, члена фракции "Единая Россия". Ну чем не та самая неуловимая "третья сторона", которую в последнее время так тщетно пытаются обнаружить и грузины, и осетины, и российские миротворцы.
Справка
О правовых аспектах возможности вхождения Южной Осетии в состав Российской Федерации на правах нового субъекта
Ответ Конституционного суда РФ на запрос депутата Госдумы Андрея Кокошина от 30 июля 2004 г.
Условия и процедура принятия в Российскую Федерацию нового субъекта Российской Федерации установлены "Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Данный закон допускает принятие в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (пункт 1 статьи 4). При этом требуется взаимное согласие Российской Федерации и данного иностранного государства, которое оформляется в виде международного (межгосударственного) договора о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта этого государства или его части, заключаемого Российской Федерацией с соответствующим иностранным государством (пункт 2 статьи 4).
Иначе говоря, в случае возникновения вопроса о принятии в Российскую Федерацию части иностранного государства международный договор, как обязательный элемент процедуры, заключается не с частью иностранного государства, а непосредственно с данным государством, часть которого изъявляет желание войти в состав Российской Федерации. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 6 закона, инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его и заключения международного договора, предусмотренного пунктами 2 статьи 4 закона, является данное иностранное государство, в том числе и в случае, когда речь идет о вхождении в Российскую Федерацию части этого государства.
Южная Осетия - часть Грузии. Это следует из упоминания Юго-Осетинской автономной области в пункте 1 статьи 1 Конституции Грузии и того факта, что согласно Конституции Грузии "территория грузинского государства определена по состоянию на 21 декабря 1991 года" (пункт 1 статьи 2), то есть включая бывшую Юго-Осетинскую автономную область. В пункте 2 статьи 2 Конституции Грузии определено: "Запрещается отчуждение территории грузинского государства. Государственные границы могут быть изменены только на основе двустороннего соглашения с соседним государством". Южная Осетия являлась конституционной частью Грузии, когда последняя входила в состав государства-предшественника - СССР, что было зафиксировано в статье 25 Конституции СССР 1936 года и статье 87 Конституции CCCР 1977 года.
Таким образом, Южная Осетия, даже несмотря на имеющиеся у нее некоторые атрибуты самостоятельности, де-юре является частью Грузии, что неоднократно подтверждалось официальными заявлениями российской стороны. Соответственно, вопросы, связанные с ее принятием в Российскую Федерацию, как того требует Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", должны решаться с Грузией, причем по инициативе последней.
Грани.Ру, 05.08.2004