Мятеж, который кончился удачей
После приезда в Тбилиси министра иностранных дел России Игоря Иванова и нескольких туров переговоров, которые эмиссар Владимира Путина провел с президентом Эдуардом Шеварднадзе и лидерами оппозиционных партий, Шеварднадзе сообщил о своей отставке с поста президента Грузии.
Еще несколько дней назад казалось, что несмотря на марши протеста и обещания устроить восстание главный бой – бой за право определять, кто может стать следующим президентом Грузии, – оппозиционеры проиграли. А ведь именно пристрелка к президентским выборам была смыслом грузинского противостояния. И ради того, чтобы выиграть, оппозиция пошла на захват зданий парламента и Госканцелярии Грузии. Это, собственно, и переломило ситуацию – власть оказалась бесхозной.
Оппозицию в Грузии трудно назвать оппозицией в классическом смысле этого слова. Практически все ее руководство состоит из номенклатуры, приведенной в политику лично президентом Шеварднадзе. Вряд ли Зураб Жвания, которого я помню еще активистом маленькой экологической партии эпохи Звиада Гамсахурдиа, мог бы мечтать о кресле спикера парламента, если бы не поддержка Шеварднадзе. Вряд ли без помощи президента появилась бы в политике Нино Бурджанадзе, преемник Жвании на посту спикера. Да и к слову сказать: супруг непоколебимой оппозиционерки Нино, Бадри Бацадзе, ушел в отставку с поста первого заместителя генерального прокурора Грузии как раз в день объявления результатов выборов. Правда, интересная оппозиция, в которой супруг вождя – первый зам генпрокурора?
Узурпатором сочли Шеварднадзе и отправленный в отставку глава грузинской государственной телерадиокомпании, и его супруга – министр культуры. И вот что интересно: а что, по их мнению, до выборов в Грузии была демократия, а теперь наступил режим авторитарной власти и так уже давно находящегося у власти президента?
Собственно, все это вопросы совершенно риторические. Номенклатурный характер противостояния как раз характеризует политическую атмосферу во многих бывших советских республиках. Главными оппонентами Александра Лукашенко становились люди, помогавшие его приходу к власти. В Казахстане во главе оппозиции поочередно оказывались бывшие любимцы Назарбаева – экс-премьер и экс-губернатор, которые, выиграй они в клановом противостоянии, вряд ли унизили бы себя словом "демократия". На Украине в наиболее тревожный для президента Леонида Кучмы период в рядах оппозиционеров были неожиданно замечены недавние соратники президента, как бы разочаровавшиеся в своем кумире.
На Украину, кстати, следует обратить особое внимание: грузинский сценарий противостояния уж слишком похож на украинский, только в одном случае поводом была таинственная гибель журналиста, а в другом – нарушения в ходе проведения парламентских выборов. То, что Георгий Гонгадзе погиб, сейчас уже почти ни у кого не вызывает сомнений, как и то, что грузинские выборы были подтасованы. Однако антидемократическим образом украинский и грузинский президенты вели себя и до смерти Гонгадзе, и до последних парламентских выборов в Грузии: в конце концов, Гонгадзе – не первый погибший украинский журналист, а Шеварднадзе пришел к власти в Грузии после государственного переворота, организованного бывшими соратниками пусть экстравагантного и непредсказуемого, но уж точно законно избранного президента Звиада Гамсахурдиа.
Но у политической элиты происходящее не вызывало желания выводить людей на улицы: люди появляются как раз тогда, когда кажется, что власть валяется под ногами и есть кому ее подобрать. Причем такое мнение совершенно необязательно должно сформироваться в Киеве или Тбилиси. Напротив, оно формируется в Вашингтоне или Москве, а лучше в обеих столицах одновременно, и хорошо еще, если тамошние аналитики успевают согласовать свои представления о будущем.
А дальше все начинает развиваться как в плохой пьесе. Вернее, пьеса, может быть, даже и хорошая. Но если "Вишневый сад" поставлен на японской сцене, русский зритель все равно будет несколько озадачен раскосостью Раневской и выговором Гаева. То, что мы не так давно наблюдали на Украине, а сегодня наблюдаем в Грузии, – это примерно такой вот японский "Вишневый сад": и актеры играют хорошо, и зрители все понимают и сочувствуют, потому что дальше так жить действительно невозможно, а все-таки ощущение фальши не оставляет.
На Украине все завершилось за несколько недель, как по мановению волшебной палочки: нет, президенту не забыли магнитофонные пленки и Гонгадзе, а только его положению это нисколько не угрожает. Более того, наблюдается консолидация элиты вокруг действующих центров власти и маргинализация участников борьбы с президентом – их перестали воспринимать как политиков, которые будут участвовать в общем разделе пирога. И немудрено: элита увидела, какая пропасть разверзлась у нее под ногами, оказалась на опасно близком расстоянии от населения, еще немного – и процесс оказался бы неуправляемым... Элите не оставалось ничего другого, как консолидироваться и продолжать борьбу внутри себя.
В Грузии ситуация стала развиваться по иному, чреватому многими новыми проблемами и испытаниями сценарию: недовольная своим положением часть номенклатуры, воспользовавшись бедственным положением страны и явственно выраженным западным (и, возможно, восточным) стремлением демократизировать страну, отстранила команду действующего президента от власти и получила возможность самостоятельно использовать административный ресурс в ходе новых парламентских и президентских выборов. То, что этот ресурс оппозиции нужен, как был он нужен власти, ясно и по официальным итогам выборов в парламент, и по предполагаемым.
Но это только кажется, что все будет проходить так просто. Во-первых, региональные проблемы Грузии никуда не исчезли, они только были припудрены с трудом полученной самим Шеварднадзе легитимностью. Реакция на происходящее аджарского лидера Аслана Абашидзе, воскрешение звиадистов в Зугдиди – все это вновь заставляет вспомнить о Грузии времен ухода Гамсахурдиа, когда власть центрального руководства ограничивалась проспектом Руставели.
Кроме того, сейчас и начнется настоящая борьба за власть. Бурджанадзе и Жвания вряд ли хотят быть просто младшими партнерами Саакашвили. Но и президентство им не светит: общенародной популярностью в Грузии эти политики не пользуются, к тому же Жвания – наполовину армянин, что в грузинском обществе совершенно неважно при занятии поста главы парламента, но играет не последнюю роль при выборах президента. А Бурджанадзе – женщина: опять-таки, женщина в Грузии может стать спикером, но не президентом: времена царицы Тамар, к сожалению, давно миновали.
Зато Михаил Саакашвили, бывший министр юстиции и нынешний руководитель Тбилисского городского собрания, уже ведет себя как президент Грузии. Популист Саакашвили, получивший образование в Киеве и на Западе, – тоже находка Шеварднадзе, но уж очень, очень современная и легко шагающая по политическим трупам благодетелей: после Шеварднадзе этот молодой человек уже успел "кинуть" Зураба Жванию.
Естественно, уже сегодня Саакашвили постарается выстроить под себя силовиков, естественно, Бурджанадзе, пользуясь своей номинальной властью, будет пытаться ему в этом помешать, естественно, что в регионах найдутся люди, которые поставят легитимность старого спикера под сомнение. А ведь есть еще и избранный парламент, который по идее может где-нибудь и собраться – между прочим, депутаты последнего парламента времен Гамсахурдиа собирались после свержения президента еще несколько лет, а сейчас, во время митингов в Тбилиси, вдова первого президента новой Грузии предлагала признать именно их полномочия и восстановить утраченную во время антигамсахурдиевского путча легитимность власти.
Словом, грузинские оппозиционеры распечатали на проспекте Руставели грузинский ящик Пандоры – и пока что одному Богу известно, какие новые испытания они успели из него выпустить и удастся ли элегантной Нино Бурджанадзе при помощи союзников захлопнуть крышку.
Справка
Эдуард Шеварднадзе. Биография
Эдуард Шеварднадзе родился 25 января 1928 года в Мамати.
В 18 лет занял должность заведующего отделом Имеретинского райкома комсомола.
В 1951 году окончил партийную школу ЦК компартии Грузии.
В 1959 году получил диплом Кутаисского педагогического института по специальности "история".
В 1957-1961 гг. занимал пост первого секретаря ЦК ЛКСМ Грузии.
В 1961-1964 гг. Шеварднадзе перешел на партийную работу: первым секретарем райкома КПСС сначала в Мцхети, затем в Первомайском районе Тбилиси.
В 1964 году стал заместителем министра охраны общественного порядка и социалистической законности Грузинской ССР, в 1965 году - возглавил министерство, которое в 1968 году было переименовано в МВД.
В 1972 году выдвинут на пост первого секретаря Тбилисского ГК КПСС. Осенью того же года возглавил ЦК Компартии Грузии.
В июле 1985 года Шеварднадзе был назначен министром иностранных дел СССР. Был избран в члены Политбюро ЦК КПСС.
В декабре 1990 года покинул пост министра иностранных дел, заявив об опасности диктатуры.
В марте 1992 года Шеварднадзе вернулся в Грузию, где возглавил Государственный совет, созданный после свержения президента Гамсахурдиа. В октябре того же года в результате парламентских выборов он стал главой грузинского государства - председателем парламента республики.
5 ноября 1995 года Шеварднадзе был избран президентом Грузии в ходе всенародного голосования.
9 апреля 2000 года Шеварднадзе победил на очередных президентских выборах, получив голоса около 80 проц избирателей.
23 ноября 2003 года в результате "Бархатной революции" ушел в отставку с поста президента Грузии.
Награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, медалями СССР, иностранными орденами. Герой Социалистического труда.
По материалам РИА "Новости"
Справка
Хроника "грузинской революции"
2 ноября – В Грузии проходят парламентские выборы. Уже в тот же день были признаны недействительными выборы в 27-м избирательном участке в Сабурталинском районе Тбилиси - члены избирательной комиссии не сделали ксерокопий списков избирателей, которые должны были быть вывешены в участке. Тогда же в Рустави был введен батальон быстрого реагирования внутренних войск МВД Грузии. Несмотря на ряд серьезных происшествий ЦИК Грузии объявляет, что выборы состоялись. Согласно данным exit-polls лидерство захватил блок "Национальное движение".
3 ноября – По предварительным результатам, объявленным ЦИКом, победил на выборах проправительственный блок "За новую Грузию". ОБСЕ заявляет, что выборы не полностью соответствовали международным стандартам. В Тбилиси начинаются митинги оппозиции.
4 ноября - Лидер блока "Саакашвили - Национальное движение" Михаил Саакашвили призвал представителей оппозиционных партий провести экстренную встречу для обсуждения совместных действий. Оппозиция заявляет, что результаты выборов были сфальсифицированы. Митинги оппозиции продолжаются.
5 ноября - В крупных городах Грузии полиция задержала 19 автобусов с людьми, направлявшимися в Тбилиси для участия в акции оппозиции. Генпрокуратура заводит уголовные дела на лидеров оппозиции. Оппозиция призывает сторонников на мирные митинги.
6 ноября – Оппозиция осадила избирком в Гори. ЦИК сменил лидера выборов. Им стала партия "Союз демократического возрождения", возглавляемая руководителем Аджарии Асланом Абашидзе.
7 ноября – Лидером вновь становится проправительственный блок. Шеварднадзе выражает готовность идти на переговоры с оппозицией. Парламент Аджарии расширяет полномочия главы автономии. На митинге в Зугдиди несколько неизвестных устраивают стрельбу, есть раненые.
8 ноября – В Тбилиси проходит очередной митинг оппозиции, собравший около 20 тысяч человек. Полиция грозит применить оружие.
9 ноября - Михаил Саакашвил требует отставки Шеварднадзе. По окончании переговоров с президентом лидеры оппозиции подтверждают свои требования. Шеварднадзе отказывается пересматривать итоги выборов.
10 ноября - Лидер национал-демократической партии Ирина Саришвили-Чантуриа
рассказывает о готовящемся убийстве Саакашвили. Появляются слухи о приведении российских войск в Грузии в состояние повышенной готовности. Части ВВ Грузии направляются из Панкиси в Тбилиси. Члены оппозиционных блоков начинают голодовку перед зданием парламента.
11 ноября – Западные дипломаты призывают Шеварднадзе возобновить переговоры с оппозицией. В Болнисском округе аннулированы результаты выборов. Митинги продолжаются. В Тбилиси госпитализированы восемь человек.
12 ноября – Оппозиция заявляет о намерении Шеварднадзе передать власть Абашидзе. Трое советников Шеварднадзе по борьбе с коррупцией уходят в отставку. Саакашвили отказывается встречаться с Шеварднадзе.
13 ноября – Власти прерывают голодовку лидеров оппозиции перед парламентом. Проправительственные объединения выступают за назначение Абашидзе спикером. Звиадисты оккупируют здание администрации в Зугдиди.
14 ноября - Абашидзе вылетает в Москву. Шеварднадзе призывает граждан не ходить на митинги. МВД готовится к штурму госканцелярии оппозицией. оппозиционеры начали сидячую забастовку в здании ЦИК.
15 ноября - Шеварднадзе готовит кадровые перестановки.
16 ноября - Оппозиция переходит к неповиновению власти. Абашидзе опровергает слухи о договоренностях с Шеварднадзе о передаче власти.
17 ноября – Шеварднадзе обвиняет в фальсификации международную фирму, готовившую избирательные списки. Митинги по все Грузии продолжаются.
18 ноября - Лидер оппозиционного объединения "Эртоба" Джумбер Патиашвили предлагает провести повторные парламентские и досрочные президентские выборы. Шеварднадзе собирает в Тбилиси митинг своих сторонников.
19 ноября – Председатель Гостелерадио уходит в отставку после требования Шеварднадзе освещать события исходя из государственных интересов. О намерении уйти в отставку сообщает министр культуры.
20 ноября - В Тбилиси проходят митинги партии "Возрождение" и Лейбористской партии. В отставку уходит первый заместитель генпрокурора Грузии Бадри Бицадзе – муж Нино Бурджанадзе. Независимая телекомпания "Рустави-2" оштрафована за ролик, критикующий действия ЦИКа. ЦИК тем временем объявляет официальные результаты выборов, согласно которым семипроцентный барьер преодолели пропрезидентский блок "За новую Грузию", проправительственная партия "Возрождение" Абашидзе, блок "Национальное движение" Саакашвили c 18,80%, оппозиционная Лейбористская партия Нателашвили, оппозиционный блок "Бурджанадзе-демократы", умеренно оппозиционная партия "Новые правые" Левана Гачечиладзе и Давида Гамкрелидзе. В Болниси происходит массовая драка между сторонниками властей и оппозиции. Саакашвили с несколькими десятками своих сторонников врывается в здание районной администрации в Зестафонском районе.
21 ноября – Госдепартамент США заявляет, что результаты выборов в Грузии были сфальсифицированы. Российский МИД призывает власти и политические силы Грузии проявить выдержку, не допустить насилия. Спецслужбы предупреждают о грядущем кровопролитии.
22 ноября – Шеварднадзе заявляет, что снова готов к переговорам. Блок "Новые правые" отказывается от своих мандатов в парламенте Грузии. Парламент начинает работу без оппозиции, сторонники которой вскоре врываются в здание парламента. Шеварднадзе покидает Тбилиси и вводит в стране чрезвычайное положение. Нино Бурджанадзе объявляет себя президентом республики и сообщает о своем намерении провести внеочередные выборы президента и парламента страны.
23 ноября - После переговоров с участием Эдуарда Шеварднадзе, лидеров оппозиции и министра иностранных дел России Игоря Иванова Эдуард Шеварднадзе ушел в отставку. В Аджарии введено чрезвычайное положение.
Грани.Ру
Дословно
Бела Анда
(Об отставке Шеварднадзе)
Если Эдуард Шеварднадзе захочет прибыть в Германию, его ждет здесь теплый прием, учитывая, как много он сделал для процесса объединения Германии.
Reuters, 24.11.2003
Статьи по теме
Мятеж, который кончился удачей
Эпоха Эдуарда Шеварднадзе, охватившая (с семилетним перерывом) три десятилетия истории Грузии, завершилась. 75-летний глава государства уступил давлению толпы, вдохновляемой лидерами оппозиции, и ушел в отставку. Пока события разворачиваются по бескровному сценарию. Однако уход Шеварднадзе открывает ящик Пандоры.
После выборов - разборки
Официальные результаты парламентских выборов в Грузии, прошедших более недели назад, до сих пор не объявлены. Проблема теперь не в том, как будут подсчитаны голоса, а в том, сумеют ли как-то договориться между собой основные политические группировки. Однако лидеров оппозиции объединяет только стремление избавиться от президента Шеварднадзе - во всем остальном их интересы расходятся. А сам "белый лис" может вырваться из капкана, заключив сделку с аджарским лидером Асланом Абашидзе.
Перетягивание эпохи
Лидеры грузинской оппозиции требуют, чтобы президент Шеварднадзе признал их победу на воскресных парламентских выборах. Шеварднадзе, в свою очередь, обвиняет своих противников в намерении узурпировать власть в стране. Ситуация чревата взрывом. По мнению обозревателя Граней.Ру Виталия Портникова, на политическую стабилизацию в Грузии можно рассчитывать только при одном условии - если одна из противоборствующих сторон продемонстрирует явное преимущество над другой. Но в таком исходе дела есть свои опасности.
Выборы в разных системах отсчета
По поступающим из Тбилиси официальным данным, на парламентских выборах в республике успех сопутствует пропрезидентскому блоку "За новую Грузию". Лидеры оппозиции энергично оспаривают эти цифры. Ситуация чревата уличными столкновениями. Между тем выборы в парламент должны определить, как пройдет передача президентской власти в 2005 году. Разворачивается первый акт исторической драмы "Грузия без Шеварднадзе".
Брежневеющего Бог бережет
Основных задач развития страны Шеварднадзе до сих пор решить не удалось. Он умеет то, что умеет: консолидировать режим, красиво подавать в отставку, требуя затем от потрясенного народа выражения доверия, придавать Грузии лоск в глазах Запада и балансировать между Штатами и Россией.