статья После выборов - разборки

Виталий Портников, 10.11.2003
Аслан Абашидзе. Фото с сайта ГазетаСНГ.Ру

Аслан Абашидзе. Фото с сайта ГазетаСНГ.Ру

Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе провел встречу с лидерами оппозиции, а после того как это свидание завершилось без каких-либо результатов, предложил повстречаться вновь. Собственно, рассчитывать на результативность следующей встречи тоже не приходится. На какие уступки оппозиционерам ни пошел бы Шеварднадзе, им прежде всего необходимо, чтобы он признал себя побежденным.

Речь идет о преемственности исполнительной власти в Грузии. От расклада сил в новом парламенте зависит, сможет действующий президент страны выдвинуть обреченного на победу наследника либо же преемником Шеварднадзе станет политик, не связанный с его командой ни годами совместной работы, ни личными обязательствами. Стоит ли объяснять, что такой исход событий для команды Шеварднадзе нежелателен? И можно ли было в таких условиях рассчитывать на то, что ход голосования и подсчет голосов устроит и власть, и оппозицию?

К тому же нельзя не заметить, что основные лидеры оппозиции преследуют весьма различные цели. Михаил Саакашвили, не гнушавшийся популистских приемов даже в свою бытность министром юстиции страны и одним из соратников Зураба Жвании, хотел бы, чтобы нынешние выборы были признаны состоявшимися, а их результаты пересмотрены в пользу его партии. Г-н Саакашвили не может не понимать, что в случае повторения выборов в Грузии может сработать "эффект Жириновского" - многие пассивные избиратели пойдут голосовать за кого угодно, только чтобы не допустить его к власти.

У Нино Бурджанадзе и Зураба Жвании свои резоны для проведения новых выборов - в случае их проведения они могут рассчитывать на новых избирателей, напуганных призраком Саакашвили, а в только что избранном парламенте, даже в случае пересмотра результатов голосования, им на многое рассчитывать не приходится: ни блок с партией Шеварднадзе, ни союз с партией аджарского лидера Аслана Абашидзе, ни объединение с Саакашвили для них неприемлемы. К тому же амбициозные политики, возглавлявшие парламент Грузии и уже примеривающиеся к президентству, явно не хотят быть на вторых ролях.

Итак, Шеварднадзе должен исхитриться удовлетворить Саакашвили, Бурджанадзе, самого себя и при этом не повести дело так, чтобы обидеть Абашидзе: в этом случае проблемы возникнут уже не только у него, но и у грузинской государственности. Задача воистину неразрешимая. Знает ли это грузинская оппозиция? Наверняка. Но она знает и другое: в царстве логики избавиться от Шеварднадзе невозможно - там он обязательно ее обыграет и навяжет ей маленького шеварднадзика в грузинские цари.

Для того чтобы обыграть президента (и отодвинуть Саакашвили), оппозиции нужен хаос. А Шеварднадзе нужно либо этого хаоса не допустить, либо продемонстрировать, что именно в нем оппозиция и заинтересована. Поэтому уже вскоре он будет идти на новые и новые уступки, а оппозиционеры не будут с ними соглашаться. Шеварднадзе тем временем будет пытаться модифицировать свой режим, в очередной раз договариваясь с Абашидзе о разделе власти не только в Батуми, но и в Тбилиси.

Абашидзе, само собой, не поверит, но договариваться с Шеварднадзе для него все же предпочтительнее. Ведь аджарский лидер не может не замечать простой вещи: кроме его блока и команды Шеварднадзе, единственная серьезная сила в стране – это люмпены Саакашвили. Бурджанадзе со Жванией не в счет: выборы показали, что никакого реального веса в обществе они не имеют, что им отведена роль респектабельной оппозиции при любом режиме. Так что выбор у Абашидзе незавиден, как, впрочем, незавиден и выбор у самой Грузии.

Виталий Портников, 10.11.2003


новость Новости по теме