Марш "Я выхожу" в Минске: более 1100 задержанных
В Минске воскресный марш "Я выхожу", посвященный памяти убитого на "Площади перемен" Романа Бондаренко, закончился разгоном и массовыми задержаниями. Акции протеста проходили и в других городах. В списке задержанных по всей Беларуси, составленном правозащитным центром "Весна", на утро значились 1227 человек.
Манифестанты планировали дойти от станции метро "Пушкинская", где погиб Александр Тарайковский, первая жертва среди участников нынешних протестов, до "Площади перемен".
Демонстрантам не удалось сформировать общую колонну, пишет Tut.by. Как только они собирались в группы, их разгоняли, били и задерживали. Силовики применяли резиновые пули и светошумовые гранаты. Окончательно протестующих разогнали на перекрестке Пушкина - Тимирязева - Орловская, они разбежались по окрестным дворам, где задержания продолжились. Интерфакс, ссылаясь на "наблюдателей", оценил максимальную численность протестующих в 10 тысяч человек.
На проспекте Пушкина микроавтобус силовиков сбил человека.
Одновременно люди выстроились в "цепи солидарности" на улице Червякова, где находится "Площадь перемен". Около двух часов дня в этом дворе появились силовики. Около двора они использовали светошумовые гранаты, было слышно четыре взрыва. Люди не пропустили силовиков к стихийному мемориалу памяти Бондаренко. Сначала, когда демонстранты подняли руки и пошли на ОМОН, силовики отступили. Среди протестующих был провокатор, который разбил плитку, чтобы бросать ее в силовиков, и напал на журналистку; протестующие вывели его с площади. Затем их окружили силовики.
Демонстранты, которых осталось около 500 человек, скандировали "Один за всех и все за одного", "Стоим", "За что убили Рому", "Перестаньте убивать". К ним вышел командир минского ОМОНа Дмитрий Балаба и предложил проследовать в служебные машины. Затем десятки людей были задержаны; некоторых задерживали жестко, несли на руках. Омоновцы разбивали лампадки. Также силовики сорвали висевшие плакаты.
Омоновцы забежали в магазин "Гиппо" на улице Червякова и стали жестко, с избиениями, задерживать людей там.
Вечером на "Площадь перемен" пришли сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, они искали участников акции и журналистов по близлежащим домам. Потом туда же явились коммунальщики и разобрали стихийный мемориал. Из двора на микроавтобусе увезли цветы.
Как сообщил "Дождю" адвокат Антон Гашинский, защищающий задержанных на воскресной акции, в связи с ней открыто дело по части 1 статьи 342 УК Беларуси (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо участие в них). Санкция этой нормы - до 3 лет колонии. По словам Гашинского, в рамках уголовного дела уже допросили некоторых задержанных. На тех, кого схватили силовики, также заводят административные дела об участии в несогласованной акции и отправляют в изолятор.
Кроме Минска протестующих также задерживали в Новополоцке, Бресте, Витебске, Гомеле, Новополоцке Витебской области, Светлогорске на Гомельщине.
Уголовное дело по 342-й статье было возбуждено и по факту прошедшего неделю назад "Марша против террора". Подозреваемыми по нему стал 231 человек.
31-летний художник Бондаренко, житель дома на "Площади перемен", был вечером 11 ноября избит силовиками в гражданском, приехавшими во двор снимать бело-красно-белые ленты. На следующий день он умер в больнице.
Статьи по теме
Безударные несогласные
"Наша страна окончательно превратилась в место преступления", - заявила Светлана Тихановская после зверского убийства Романа Бондаренко. Ее новая идея - народный трибунал для преступного режима, амнистия за "захват Лукашенко и членов его террористической группировки". Этот план рискует повиснуть в воздухе, как и "народный ультиматум". Комментарий Дмитрия Галко.