Беларусь
Статьи
Спинальный рефлекс
"Я ему как-то публично сказал, - вспомнилось Лукашенко, - может быть, еще будет время, когда придется спиной к спине стать и отстреливаться..." Владимир Владимирович привиделся Александру Григорьевичу именно теперь. Весной 2017-го, когда оба столкнулись со своими гражданами, вышедшими на площадь во многих городах России и Белоруссии.
Отступление перед народом
Лукашенко удалось вывести общество из летаргии - примерно так, как это получилось у его украинского коллеги Виктора Януковича в 2013 году, с избиением студентов на Майдане. И в том и в другом случае правителю удалось затронуть самые чувствительные струны общественного восприятия. Люди очнулись.
На границе краха
Указ Лукашенко - если только его автор не включит задний ход или не будет свергнут в результате российской интервенции - тоже сработает. Ведь главный его смысл - четкая демонстрация того, что не удалось не то что воссоздать Советский Союз, но даже и создать миф о возможности его воссоздания.
Серебряный развод
Горбачев сводил счеты и снова клеймил "западников" (лидеров США и Европы), а также советскую интеллигенцию, "которая все понимала", но "молчала", и многонациональный советский народ, пребывавший в позорном бездействии. Тогда как "надо было выйти на улицы и поддержать Советский Союз, поддержать Горбачева".
Брак и взбрык
Я не хочу сказать, что завтра батька поведет свою маленькую родину по европейскому пути, а послезавтра вступит в НАТО и позовет в гости Пентагон. Просто если партнер по Союзному государству наотрез откажется выбираться из кризиса, то прикармливать Лукашенко он физически не сможет и тому волей-неволей придется всерьез задуматься о ценностях либеральных.
Обезумевший музей
В этой советской музейности нет ничего неожиданного. Чекисты воспринимали свое будущее именно так - Советский Союз, в котором не будет дурацкой всевластной партии, зато будет доступ к деньгам, предприятиям, виллам в Куршевеле и яхтам в Антибе. И нужно признать, что такой Советский Союз они успешно построили - в границах Российской Федерации и в виде музея.
Новые времена без Чаплина
Бурные декабрьские увольнения и поведение увольняемых беспрецедентны для РПЦ за более чем два десятилетия. Они символизируют только одно - долго копившееся глухое раздражение церковных низов всей системой церковного управления и деятельностью руководителя церкви начинает прорываться наружу. И 2016 год обещает быть для РПЦ горячим.
Президент и белорусофобка
Иное дело теперь, когда санкции сняты и можно раскрепоститься. И высказаться наконец от души, поминая и мать-родину, которую не выбирают, и вообще родителей, и родную землю. И про ушат грязи, вылитый из-за бугра, непременно загнуть, следуя ветхосоветской бессмертной традиции. Проработать, короче, эту диссидентку, как в былые годы на политинформации в совхозе.
О стране для мира
Светлана Алексиевич награждена Нобелевской премией - "за ее многоголосое творчество - памятник страданию и мужеству". За то, что слушала, записывала, расшифровывала, монтировала, собирала в книги свидетельства современников. "У войны не женское лицо". "Последние свидетели". "Цинковые мальчики". "Чернобыльская молитва". "Время секонд хэнд". Это все Светлана Алексиевич.
Ах, своя ли, чужая…
Весь этот спор - от нашего неумения раздвигать культурные границы. Светлана Алексиевич, вне всякого сомнения, белорусская писательница. Русской писательницей она может оказаться только в мире российского чванства, но в этом скудном мирке прохановых, прилепиных и прочих шаргуновых настоящему литератору вообще никакого места нет.