ЮКОС
Статьи
Воровка без доверия
Путин и его приближенные гордятся своими офицерскими погонами, а ведут себя как заправские карманники, готовые выхватить кошелек из любой незастегнутой сумочки: что ЮКОС, что Крым, что старое украинское судно - все пойдет. При этом постоянно проигрывают все судебные процессы, как начинающие уркаганы, которые еще не успели обзавестись хорошими юристами.
Складно звонят
С утра выемки, днем тупое отчаяние, но вечером внезапно является руководитель главной нашей спецслужбы со своими террористами и если не успокаивает, то хотя бы смешит. Утаивая имена, гонит про обнаглевших эмигрантов, которые в пароксизме русофобии неделями обзванивают российские аэропорты, сея смуту и страх.
Теперь сходитесь
Улюкаев локализует конфликт, сводя его к противостоянию с "провокаторами", и в тот день, когда уже вызванный в суд Сечин на себе узнает, в чем состоит важное отличие кратких заявлений для печати от перекрестного допроса, нас ожидает очень яркое зрелище.
Дилемма узника
Считается, что поступать надо всегда по правде - и в тюрьме, и на воле. Более того. Согласившись взять чужую вину на себя, лишь бы поскорей вырваться из тюремных стен, вы огорчите зампредседателя Верховного суда Владимира Давыдова. Отвечая на вопрос, почему в России так редко оправдывают обвиняемых, судья возложил вину на них самих.
Шмонизм и дуализм
Десятичасовой шмон в квартире Зои Световой - это событие до того отрезвляющее, что поневоле поминаешь к ночи г-на Вайно с его чудодейственным изобретением. Тут все сошлось - и личность Зои Световой, неустанной защитницы российских зеков, и история ее семьи, и "дело ЮКОСа".
Сидящий на своем
Осужденный к высшей мере буквально ни за что, Пичугин воплощает в своей судьбе какую-то идеальную жертву государственного террора, и тут "Черный дельфин" закольцовывается с Колымой, Потьмой, Бутовским полигоном. Правда, приговоренный к пожизненному выламывается из образа типового покорного зека сталинской эпохи.
Удивительное рядом
Грешен, и сам использовал эти обороты, указывая читателям на то, что они проснулись в другой стране. По другому поводу писал, в числе многих, о том, что разучился удивляться. Сострадать, восхищаться, ненавидеть, горевать умею, а вот этот навык утратил, не взыщите. Пока наконец не обнаружил, что однообразная сия риторика по сути своей отчасти лукава, если не лжива.
Те же грабили
Вы, дескать, гр-н Ходорковский, взыскиваете с нас казенные миллиарды, а мы ограбим ваших сотрудников. Мы сделаем вам больно. И хотя всем известно, что экс-глава ЮКОСа не имеет ни малейшего отношения к акционерам бывшей своей компании, отсудившим у РФ деньги в Гааге, Путину с Бастрыкиным на это наплевать.
Жалость и прозрение
Михаил Борисович, невольно жалея Владимира Владимировича, скорее иронизирует над ним. Чтобы не сказать издевается. Чтобы еще чего-нибудь не сказать. Ходорковский сообщает Путину, что тот довел страну до ручки и не оставил выбора российским гражданам. Правда, большинство граждан, если верить опросам, о том пока не знает, хотя, пожалуй, уже смутно догадывается.
Избитый за истину
Важны простые человеческие речи с призывами к ненасильственному сопротивлению и милосердию, и хорошо, что их произносит тот самый Ходорковский, который позавчера еще готов был воевать в Чечне за Россию. Может, и сегодня готов, но говорит о вещах более насущных, а в откликах с мест отражается страна, которая уже не всегда понимает самые простые пожелания.
Любовь и дружество
25 июля Алексей Пичугин в 13-й раз встречает день рождения за решеткой. Последний узник ЮКОСа, приговоренный к пожизненному сроку, получил более тысячи поздравлений, в том числе от Бориса Акунина, Вероники Долиной, Ильи Мильштейна. "В один и тот же день вы будете освобождены - он из Кремля, Вы из тюрьмы. Этот день наступит довольно скоро", - пишет Пичугину Андрей Пионтковский.