ОЭСР: Россия - слабое государство с сильными чиновниками
Организация экономического сотрудничества и развития назвала Россиию "слабым государством с сильными чиновниками", которое возвращается к политике преобладающего вмешательства госаппарата в экономику. Об этом, как передает Reuters, говорится в докладе ОЭСР, опубликованном в понедельник.
Отчет называется "Россия: строительство правил для рынка". В нем Москва подвергается серьезной критике. "Слабость, неэффективность и коррупция всех ветвей власти - главные препятствия для дальнейшего прогресса реформ в России", - говорится в отчете. "Российское государство должно создать администрацию, которая способна - и желает - исполнять роль, отведенную ей в функционировании рыночной экономики", - считает ОЭСР.
Организация критикует и схему выкупа в госсобственность контрольного пакета акций "Газпрома". "Прогресса в реформировании газовой индустрии - возможно, наименее реформированного сектора и, несомненно, одного из наименее эффективных - почти нет, - пишет ОЭСР. - "Газпром" выделяется на фоне и так скрытной корпоративной культуры России своей исключительной непрозрачностью... Неясно, будут ли значительные реформы проведены в обозримом будущем". Государство должно снять мертвую хватку "Газпрома" с газовой индустрии, а также поощрять конкуренцию в электроэнергетическом, железнодорожном и банковском секторах. Роли государства как регулятора и как собственника должны быть разделены, считают в ОЭСР.
ОЭСР критикует слабую приверженность России принципам господства права. Это, по мнению аналитиков организации, наиболее явно выразилось в кампании Кремля против "ЮКОСа". Атака государства на нефтяную кампанию и приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву привели к массированному оттоку капитала из России и вызвали беспокойство на рынке по поводу того, кто стоит следующим в кремлевском списке "жертв", - говорится в докладе.
Комментарий
Вряд ли эксперты, составлявшие доклад ОЭСР, читали Ключевского. Однако поставленный ими диагноз отчасти повторяет крылатую фразу русского историка: "Государство пухло, народ хирел". Бюрократическая водянка, раздувающая чиновничий аппарат, сопровождается хозяйственной слабостью страны и обнищанием населения. Так было в XVIII веке, так происходит и сейчас. Давно не ново и то наблюдение, что государство, нахраписто лезущее в экономику и прочие сферы общественной жизни, не бывает по-настоящему сильным и эффективным там, где это от него требуется. Однако российским властителям свойственно смотреть на дело иначе.
Не изменяет этой традиции и президент Путин. Выступая на днях на экономическом форуме в Петербурге, Владимир Владимирович философски заметил: "...в разные периоды развития мировой экономики те или иные формы управления были более или менее эффективными. Давайте вспомним Великую депрессию в США конца 20-х – начала 30-х годов. Именно в это время плановая экономика Советского Союза давала наибольшие результаты, именно в это время складывалось индустриальное могущество СССР. Однако позднее, когда более эффективными стали инновационные формы развития, когда мировая экономика безусловно стала глобальной, – замкнутость, доведенная до абсурда, патерналистская идея советской плановой экономики довела Советский Союз до коллапса".
Итак, по мнению президента, все в экономической политике относительно: на одном этапе наилучшие результаты дает тоталитарная система вроде сталинской, а на другом не грех и отпустить вожжи. Видимо, глава государства не исключает, что и в будущем нам придется запустить на полную катушку административно-командные методы управления, отложив рыночные механизмы до лучших времен.
В этом программном заявлении поражает не только дремучее невежество, но и циничная безнравственность. Да, Великая депрессия была тяжелым испытанием для Америки и ее народа. Но разве можно сравнивать экономические трудности, пережитые США в начале 30-х годов, с той кровавой трагедией, которая обрушилась на нашу страну в период сталинской индустриализации и коллективизации! Массовые репрессии, искусственный голод, нищета в городе и особенно в деревне, милитаризация экономики, новое крепостное право в колхозах и на заводах... Но нашему нынешнему лидеру, как и его усатому предтече, до всего этого дела нет: были бы высокие темпы роста (впрочем, теперь мы знаем, что достижения первых пятилеток были во многом дутыми).
В 1991 году одиозный австрийский политик Йорг Хайдер положительно отозвался об одном из аспектов экономической политики Третьего рейха. Это стоило ему поста главы правительства земли Каринтия. Наш лидер столь же публично восхваляет экономические свершения сталинского режима - и общественность почтительно ему внимает. Пессимистические оценки западных экспертов оправдываются на глазах.
Николай Руденский
Статьи по теме
"Расстрелять как бешеных псов!"
Такое требование предтечи Путина когда-то вложили в уста народных масс. Было это в 1937 году. Но это чревато крупными неприятностями. Кровожадный народ рано или поздно обнаруживает, что пасть, хвост, шерсть и лапы имеются именно у власти, и переключается.
Сталин ползет вверх, как столбик ртути
Новые поклонники вождя рекрутировались исключительно из тех, кто относился к вождю безразлично. Это те, которые не знали, как именно они относятся к Сталину, пока их сознание не активизировали, не побудили, так сказать, определиться или попросту - разбудили. А ведь как давно предупреждал Наум Коржавин: "Нельзя в России никого будить!"
Парад уродов
Граждане недоумевают, когда в Кремле кропотливо пестуют штурмовиков для какой-то там борьбы с какими-то фашистами. Граждане не понимают, зачем не сказать открыто, кого будут мочить наши хунвейбины – интеллигенцию, оппозицию и т.п. Поэтому они тоскуют по сталинской простоте и нестеснительности, всячески поощряя монументальную пропаганду на местах.
Знак беды
Руководитель государства, сосредоточивший в своих руках необъятную власть, публично воздает хвалу одному из гнуснейших в истории злодеев, приписывая ему заслугу победы в народной войне, - это способно потрясти даже тех, у кого никогда не было иллюзий насчет менталитета российского президента.