Госдума приняла заявление по Кавказу
В четверг российская Госдума приняла заявление "О ситуации на Кавказе". Как передает ИА REGNUM, палата "с особой тревогой отмечает, что ситуация на Кавказе, связанная с неурегулированным статусом республик Абхазии и Южной Осетии, в последние дни крайне обострилась". Депутаты считают, что события достигли своей кульминациии в среду, когда президент Грузии Михаил Саакашвили отдал приказ пограничным войскам "открывать огонь и топить все суда, которые появятся у побережья Абхазии". Российский депутаты считают, что этот приказ "противоречит целому ряду норм и принципов международного права", особенно их возмутило то, что под прицел могут попасть гражданские невооруженные суда.
В тот же день в Осетии обстеляли из автоматов автоколонну, в которой находились председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин и представители миротворческого контингента. "Нет сомнений, что это была целенаправленная провокация, организованная грузинскими боевиками при попустительстве экстремизму со стороны официального Тбилиси", - говорится в заявлении.
По мнению депутатов, руководство Грузии, угрожая россиянам, "посягает на суверенитет Российской Федерации". Дума призвала президента и правительство России "предпринимать все необходимые адекватные меры, в том числе военного и экономического характера, по нормализации ситуации в зоне конфликтов". Одновременно Госдума объявила, что продолжает изучать обращения парламентов Абхазии и Южной Осетии, которые просят признать "их право на самоопределение".
Справка
О правовых аспектах возможности вхождения Южной Осетии в состав Российской Федерации на правах нового субъекта
Ответ Конституционного суда РФ на запрос депутата Госдумы Андрея Кокошина от 30 июля 2004 г.
Условия и процедура принятия в Российскую Федерацию нового субъекта Российской Федерации установлены "Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Данный закон допускает принятие в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (пункт 1 статьи 4). При этом требуется взаимное согласие Российской Федерации и данного иностранного государства, которое оформляется в виде международного (межгосударственного) договора о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта этого государства или его части, заключаемого Российской Федерацией с соответствующим иностранным государством (пункт 2 статьи 4).
Иначе говоря, в случае возникновения вопроса о принятии в Российскую Федерацию части иностранного государства международный договор, как обязательный элемент процедуры, заключается не с частью иностранного государства, а непосредственно с данным государством, часть которого изъявляет желание войти в состав Российской Федерации. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 6 закона, инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или части его и заключения международного договора, предусмотренного пунктами 2 статьи 4 закона, является данное иностранное государство, в том числе и в случае, когда речь идет о вхождении в Российскую Федерацию части этого государства.
Южная Осетия - часть Грузии. Это следует из упоминания Юго-Осетинской автономной области в пункте 1 статьи 1 Конституции Грузии и того факта, что согласно Конституции Грузии "территория грузинского государства определена по состоянию на 21 декабря 1991 года" (пункт 1 статьи 2), то есть включая бывшую Юго-Осетинскую автономную область. В пункте 2 статьи 2 Конституции Грузии определено: "Запрещается отчуждение территории грузинского государства. Государственные границы могут быть изменены только на основе двустороннего соглашения с соседним государством". Южная Осетия являлась конституционной частью Грузии, когда последняя входила в состав государства-предшественника - СССР, что было зафиксировано в статье 25 Конституции СССР 1936 года и статье 87 Конституции CCCР 1977 года.
Таким образом, Южная Осетия, даже несмотря на имеющиеся у нее некоторые атрибуты самостоятельности, де-юре является частью Грузии, что неоднократно подтверждалось официальными заявлениями российской стороны. Соответственно, вопросы, связанные с ее принятием в Российскую Федерацию, как того требует Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", должны решаться с Грузией, причем по инициативе последней.
Грани.Ру, 05.08.2004