В Ингушетию вторглись 200 боевиков: 48 погибших
Около 23 часов понедельника Ингушетию атаковала группа из более чем 200 боевиков.
Вскоре после полуночи телекомпания НТВ сообщила, что боевики захватили пост ГАИ недалеко от Назрани. Съемочную группу телеканала остановили на въезде в город вооруженные люди в масках. "Они направили на нас оружие, приказали выйти из машины. После этого они сказали, что являются боевиками", - рассказал корреспондент телекомпании.
По его словам, возле поста лежали несколько убитых в военной форме. "Очевидно, это были сотрудники поста, расстрелянные боевиками", - сказал корреспондент.
Предполагается, что сепаратисты проникли на территорию республики из Чечни и Южной Осетии. Они одновременно атаковали пограничников и сотрудников правоохранительных органов в Назрани, Карабулаке, станице Орджоникидзевской и Троицкой, а также перекрыли трассу "Кавказ". Была предпринята попытка прорваться в столицу республики Магас, однако, по данным местных властей, сепаратистов выбили с их позиций.
В Назрани под контроль атакующих перешло здание МВД Ингушетии, однако, по сообщению "Эха Москвы", нападение было отбито после напряженных боев, продолжавшихся не менее пяти часов. Как сообщает Ингушетия.Ru со ссылкой на слова сотрудников Назрановского РОВД, во время боя были убиты все защищавшие здание РОВД милиционеры. Они отказались принять предложение сдаться и погибли на своем посту. Между тем, эти данные не подтверждены официально.
Боевики совершили нападение на центральный аппарат МВД Ингушетии. Кроме того, "огневое поражение было нанесено еще по восьми точкам", сообщил глава МВД России Рашид Нургалиев.
По его словам, обстановка осложнялась тем, что боевики использовали эффект одновременности, отрезали все дороги, ведущие к центру Назрани.
По сообщению AP, в первые минуты нападения боевиков на здание МВД республики был убит исполняющий обязанности министра внутренних дел Ингушетии Абукар Костоев. После нападения Костоева доставили во владикавказский госпиталь, однако врачи не смогли его спасти. Кроме того, убиты двоюродный брат Костоева, который также был сотрудником МВД, заместитель министра внутренних дел Зяудин Котиев, прокурор города Назрань Мухарбек Бузуртанов и прокурор Назрановского района Билан Озиев.
Около 2 часов ночи полпред президента Владимир Яковлев связался по телефону с президентом Ингушетии Мурадом Зязиковым. Зязиков сделал официальное заявление, в котором сообщил, что "полностью контролирует" ситуацию в республике.
В Назрань были переброшены дополнительные силы Северокавказского управления погранслужбы ФСБ. Пограничников перевезли из Ставропольского края на вертолетах.
Однако боевики по-прежнему остаются на территории республики. По некоторым данным, они движутся на юг Ингушетии. В районе села Галашки (Сунженский район Ингушетии) начался бой между сотрудниками правоохранительных органов и отступившими в этот район боевиками.
Как сообщает Газета.Ру со ссылкой на катарский телеканал "Аль-Джазира", вторгшиеся в Ингушетию боевики захватили в заложники около 20 человек. Также они похитили два грузовика с оружием и военной техникой.
Неизвестно, кто организовал нападение. По информации Интерфакса из Ачхой-Мартановского РОВД Чечни, оснований предполагать, что это сделали чеченцы - нет. Однако корреспондент сайта "Ингушетия.Ru", утверждает: один из боевиков сказал ему, что действует по приказу Шамиля Басаева. Сайт чеченских сепаратистов называет боевиков моджахедами, но об организаторе нападения ничего не говорит.
В результате ночных боев загорелось здание МВД в Нарзани. В Карабулаке произошел пожар в горотделе внутренних дел.
Как передает "Эхо Москвы", ссылаясь на данные московского представительства Ингушетии, есть "немалые" жертвы среди мирного населения. Интерфакс сообщает со ссылкой на начальника пресс-службы МВД Ингушетии Яхья Хадзиев, убито 28 мирных жителей, 18 сотрудников правоохранительных органов и два боевика. Тела боевиков доставлены в Назрань для опознания. По данным полпредства президента в Южном федеральном округе, число раненых составляет от 50 до 200 человек. Около 40 раненых мирных жителей были госпитализированы в местные больницы, отмечает РБК.
В Ингушетии пройдет трехдневный траур по погибшим.
Комментарий
На протяжении последних трех месяцев из стана боевиков то и дело доносились предупреждения: лето на Кавказе, да и по всей России, будет жарким. Этот "прогноз погоды", судя по сегодняшним событиям, не произвел никакого впечатления ни на политическое руководство страны, ни на военное командование. Даже в те часы, когда погибали, как в Брестской крепости, ингушские милиционеры (пять часов шел бой!), министр обороны Иванов спокойно заверял страну: у нас достаточно там сил и средств. Вместе с тем главный военачальник страны не постеснялся заявить, что "не располагает подробностями" - это когда о событиях знали уже миллионы людей по всей стране. Что г-н Иванов не профессионал в области национальной обороны, известно уже давно. Теперь мы знаем, что он убежденный непрофессионал.
Вкладывая в эти дни огромные деньги в переброску одной роты морпехов с Севера на Дальний Восток, разыгрывая фантастические ситуации, когда из окрестностей Пскова надо срочно перебросить роту во Владивосток, армия Сергея Иванова по-прежнему не в состоянии быстро откликнуться на реальную угрозу. А ведь известно, откуда эта угроза исходит и что собой представляет. 200 боевиков - это в сущности рота. Не обученная на полигонах морской пехоты и воздушного десанта, без воздушного и артиллерийского прикрытия, без бронетехники и космической связи, почти походным маршем заходит в российский город и переворачивает его вверх дном, как какой-нибудь заброшенный хутор. И не наскоком, не молниеносным рейдом, а обстоятельно, с осадой укрепленных милицейских и пограничных штабов, никуда не торопясь. Как это было в Грозном, Буденновске, Кизляре и многих других адресах боевой славы российского Генштаба.
И все это происходит в зоне особого внимания силовых структур России, где по идее должны быть сосредоточены самые мобильные и боеготовые части армии и внутренних войск, где ФСБ и ГРУ должны носом землю рыть, отслеживая каждое шевеление противника. О степени профессионализма этих структур говорит такая деталь: до последнего момента федералы готовились к штурму Грозного, окапывались у каждого столба, гвоздили артиллерией окрестные леса. В итоге боевики взяли Назрань.
Самое печальное, что Иванов прав, говоря о достаточности "сил и средств". Когда боевики хозяйничали в городе, убивали мирных жителей, брали штуромом здание МВД, в окрестностях находились армейские подразделения, до полка численностью (около 1500 "штыков"), погранотряд (управление, караульные, хозяйственные подразделения - до 200 "штыков"), в нескольких минутах лета полк боевых вертолетов... И вся эта силища встала на колени перед двумя сотнями боевиков.
Для милиционеров, честно выполнивших свой долг, погибших, так и не дождавшись подмоги от великой державы, руководство страны, наверное, найдет подобающие слова благодарности. И президент лично отметит героев (посмертно). А за провал, военный и политический, отвечать, как всегда, не будет никто. Кроме тех, кто уже ответил за него своими жизнями.
Дословно
Аслан Масхадов
Я знаю только одно: мы не прекратим нашу борьбу и мы не отступим, пока враг топчет нашу землю. Мы будем продолжать бороться, пока он не покинет нашу страну. Ничего, кроме борьбы, у нас не остается.
Радио ''Свободная Европа'', 18.06.2004
Сергей Иванов
(О боях в Ингушетии)
Я не располагаю подробной информацией о том, что произошло, но могу заверить, что в этом регионе у нас достаточно сил и средств, чтобы пресечь подобного рода вылазки.
Интерфакс // Newsru.com, 22.06.2004
Султан Сатуев
(о намерении Аслана Масхадова перейти к наступательной тактике ведения войны против федеральных сил)
Они с Басаевым постоянно что-то заявляют, но нас это не пугает. Как мы работали, так и будем работать. А меры в связи с этим заявлением, конечно, примем. Но не очень-то верится, что этой новой тактикой боевики чего-нибудь добьются. В последнее время единственным успехом бандитов были события 9 мая, да еще они четыре дня назад напали на колонну МВД в Урус-Мартановском районе. Ну и что из этого вышло? Ничего! Наши бойцы пятерых из них уложили, а остальные разбежались.
И вообще, они только и могут, что совершать нападения из-за угла, на большее у них нет сил. Но все эти нападения - немужская тактика боя. А мы - со своим народом и чувствуем его поддержку. Так что ничего у Масхадова с Басаевым не выйдет.
Коммерсантъ, 21.06.04
Ахмед Закаев
Теперь наши бойцы будут сами навязывать бои федералам и силовым структурам пророссийских властей.
Коммерсантъ, 21.06.04
Руслан Ямадаев
Логично, что боевиков не устраивала политика президента республики, который взялся наводить там порядок. Многие из полевых командиров – Читигов, Умаров, Арсанов – в момент вторжения находились на территории республики.
Иса Костоев
(О чечено-ингушской границе)
Есть много вопросов, которые нужно было решать своевременно, до настоящего времени четко не перекрыта граница между Чечней и Ингушетией, там дислоцируются пограничные части, которые полностью оказались недееспособными. Там находилась и воинская часть, полк, который полностью был парализован, бездействовал.
"Это Москвы", 22.06.2004
Статьи по теме
Аншлаг на Кавказском ТВД
Ставропольский край, как и соседняя с Чечней Ингушетия, становится частью театра военных действий. Боестолкнвения и теракты приобретают здесь системный характер. После взрыва поезда в Ессентуках, жертвами которого стали 44 человека, спецслужбы заговорили о том, что весь Кавказский регион необходимо перевести на военное положение. Можно объявить территорией войны и весь юг России. Однако от признания масштабов проблемы еще очень далеко до ее решения.
На той, не только на чеченской
К концу этой зимы планируется закрыть все лагеря чеченских беженцев в Ингушетии. Об этом корреспонденту Граней.Ру стало известно из источника в правительстве республике. Давление на беженцев приводит к обострению ситуации в Ингушетии - растет число взрывов, кровопролитных стычек между боевиками и федералами. Война распространяется из Чечни не только в западном, но и в восточном направлении - на территорию Дагестана.
Необратимость войны и мира
Басаев вновь обещает России волну терактов. Причем на этот раз - с использованием химического оружия. В заявлении, размещенном на сайте "Кавказ-центр", Басаев гарантирует безопасность только религиозным деятелям (кроме православных), детям и душевнобольным. Серьезность угрозы предстоит оценивать спецслужбам. Обывателю ничего другого не остается, как ждать - рванет не рванет. И все это очередное напоминание о Чечне как о территории войны. Территория, которая имеет тенденцию расширяться.
Возвращение на войну
Смерть Ахмада Кадырова может вернуть Чечню к политической ситуации осени 1999 года. Как и четыре года назад федералы оказались один на один с боевиками. Кадыровская прослойка все-таки существенно облегчала жизнь федералам, взяв на себя значительную часть черной работы по зачистке республики. Однако эта конструкция держалась исключительно на фигуре Кадырова. Конституционный строй, изготовленный в Чечне на скорую руку - устойчив не более чем театральная декорация. По мнению обозревателя Граней.Ру Ивана Свинцицкого, гибель президента ЧР - часть масхадовского плана по возобновлению полномасштабной военной кампании.