Аншлаг на Кавказском ТВД
Трагедия в Ессентуках - не первый теракт на железной дороге в районе Кавказских Минеральных Вод. 3 сентября прогремел взрыв на подходе поезда к Минводам. Эти взрывы подтверждают известную истину – война, если ее не сдерживать, расширяется в пространстве.
О том, что Ставрополье может легко превратиться в территорию войны, много раз писали в российской прессе с самого начала второй чеченской кампании. (В 1999 году опасались, что исламисты после событий в Дагестане попытаются уйти на территорию Ставропольского края.) Сейчас же об этом можно говорить как об уже почти свершившимся факте.
В приграничной с Чечней части Ставрополья находится Нефтекумский район, населенный преимущественно ногайцами, чеченцами, кумыками и другими коренными народами Северного Кавказа. Ситуация там мало чем отличается от обстановки в северных районах Чечни. Так, в ночь с 30 на 31 августа 2003 года в поселке Каясула был обстрелян из гранатометов и автоматического оружия отдел милиции. Ранение получил старшина Шарифулла Шабанов. 22 ноября в засаду попал "уазик" с милиционерами - двое раненых. Неделю спустя "Нива" еще с двумя работниками МВД - один убит, другой ранен.
Боевики из Чечни и Дагестана проникают в Ставропольский край именно через Нефтекумский район. До недавнего времени ударной силой моджахедов был здесь так называемый "Ногайский батальон". Несмотря на то, что силовым структурам удалось нейтрализовать часть этого отряда (за период 2002-2003 гг. арестованы или ликвидированы более десяти его членов), он все еще боеспособен и опасен. Можно хотя бы напомнить, что грузовиком, взорвавшимся этим летом у здания ОРБ в Грозном, управлял именно ногаец, житель Ставрополья.
Но "Ногайский батальон" - это не единственная проблема региона. В последнее время главный организатор всекавказской войны Шамиль Басаев предпочитает опираться за пределами Чечни на созданное им лично террористическое подполье. С целью его формирования, как сейчас уже подтверждено официально, он недавно выезжал в Кабардино-Балкарию и Пятигорск. Поездка Басаева в этот район совпала по времени с терактами на дороге в Минеральных Водах и в Краснодарском крае.
Логика войны толкает ичкерийскую сторону на расширение зоны боевых действий. Война из Чечни распространяется все дальше в западном, восточном и северном направлениях. В ход идут все имеющиеся в наличии ресурсы и возможности. Тут и женщины-смертницы, и террористические группы с минами на дистанционном управлении, и вооруженные отряды, готовые по приказу ринуться в любую точку Северного Кавказа (в Осетию, например).
Местные силовики уже вовсю бьют тревогу. После трагедии в Ессентуках представители спецслужб открыто заговорили о том, что весь Кавказский регион необходимо перевести на военное положение. Об этом, в частности, в интервью НТВ заявил представитель управления МВД по Минеральным Водам. По словам милиционера, теракты в крае возможны, так как на его территории действует "режим мирной жизни".
Впрочем, сейчас на Кавказе и так сосредоточена крупнейшая в Европе войсковая группировка: около 400 000 штыков. Это больше, чем насчитывал Кавказский корпус накануне окончания Кавказской войны (1859 год). Однако в отличие от имама Шамиля его нынешние последователи сдаваться пока не собираются.
Статьи по теме
Аншлаг на Кавказском ТВД
Ставропольский край, как и соседняя с Чечней Ингушетия, становится частью театра военных действий. Боестолкнвения и теракты приобретают здесь системный характер. После взрыва поезда в Ессентуках, жертвами которого стали 44 человека, спецслужбы заговорили о том, что весь Кавказский регион необходимо перевести на военное положение. Можно объявить территорией войны и весь юг России. Однако от признания масштабов проблемы еще очень далеко до ее решения.