Адвокат Трепашкина обратилась в Европейский суд
Как стало известно Граням.Ру, адвокат Михаила Трепашкина Елена Липцер подала в среду жалобу в Европейский суд по правам человека. В жалобе говорится о нарушении в отношении него статей 3 (право не подвергаться пыткам и другому бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию) и 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Европейской Конвенции по правам человека. Заявитель также просит Европейский суд о применении процедур экстренного реагирования в соответствии с правилами 39, 40, 41 Регламента Суда.
Михаил Трепашкин был задержан 22 октября на 47-м километре Дмитровского шоссе. При досмотре его машины сотрудники ДПС обнаружили у Трепашкина пистолет, разрешение на который у него отсутствовало. Сам Трепашкин утверждает, что оружие ему подбросили.
24 октября Дмитровский городской суд вынес первое решение об аресте задержанного. Мособлсуд 31 октября удовлетворил кассационную жалобу адвокатов Трепашкина, отменил решение Дмитровского горсуда и постановил освободить отставного полковника из-под стражи. Однако Трепашкин остался под стражей, и решение суда так и не было исполнено.
Татьяна Морозова, интересы которой Трепашкин должен был представлять на процессе о взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске, подала жалобу в Международную комиссию юристов. Этот орган защищает права судей и адвокатов во всем мире. Международная комиссия потребовала от российских властей немедленного освобождения адвоката Михаила Трепашкина. "Арест и задержание Михаила Ивановича Трепашкина препятствуют его участию в процессе о взрывах жилых домов в 1999 г. в качестве представителя родственников одной из жертв", - говорится в заявлении Комиссии. "Подброшенные доказательства с последующим арестом - насмешка над властью закона. - заявила Линда Бесхарати-Мовед, юридический советник Комиссии. - Незаконное задержание господина Трепашкина показывает, что российские юристы могут быть арестованы только за выполнение своих профессиональных обязанностей".
Трепашкин, более 20 лет проработавший в органах безопасности, стал известен благодаря участию в ноябре 1998 года в пресс-конференции, на которой бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко и его товарищи заявил, что по приказу руководства ФСБ участвовали в заговоре с целью убийства Бориса Березовского.
После увольнения из органов Михаил Трепашкин занимался адвокатской практикой, а также сотрудничал с Общественной комиссией Сергея Ковалева по расследованию взрывов жилых домов в 1999 году. Как только он начал сотрудничать с Общественной комиссией, против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в разглашении гостайны и незаконном хранении боеприпасов. По версии обвинения, проходя с 1994 по 1997 годы службу в органах КГБ СССР и ФСБ РФ, Трепашкин копировал служебные документы, которые в дальнейшем незаконно хранил у себя дома. Трепашкин находился под подпиской о невыезде, утверждая, что дело в отношении него было "сфабриковано". 25 ноября Московский окружной военный суд должен приступить к слушанию этого "основного дела" полковника в отставке.
Комментарий
Вполне можно предположить, что страсбургские правозащитники удовлетворят не только жалобу адвокатов Трепашкина, но и просьбу об ускоренном рассмотрении. Им же не надо объяснять, что одна из причин содержания Трепашкина под стражей - необходимость не допустить его на процесс по делу о взрывах жилых домов, где он мог бы многое рассказать, а, стало быть, и его дело - политическое. Дополнительный интерес к положению дел в российской судебной системе в Страсбурге может вызвать сегодняшний прокол министра юстиции Чайки, который в присутствии журналистов неострожно привел лишь один из примеров нарушений общепринятых норм, поведав миру о том, что свидания арестантов с адвокатами в российских СИЗО проходят под видеонаблюдением. Впрочем, что там решат в далеком Страсбурге - для нас не самое главное. Ведь, как сказали коллеги господина Чайки на совместной с ним пресс-конференции, - "у нас есть свой суд". И политические дела он рассматривает профессионально - как надо.
Справка
Международная комиссия юристов
Международная комиссия юристов была основана в 1952 году, в память западногерманского юриста д-ра Вальтера Линце, протестовавшего против произвольных арестов, закрытых судов, и заключения инакомыслящих в лагеря. 8 июля 1952 года он был похищен агентами восточногерманской разведки и расстрелян в Москве по обвинению в шпионаже. Штаб-квартира МКЮ находится в Женеве.
Справка
Регламент Европейского суда по правам человека
Правило 39
(Предварительные судебные меры)
1. По просьбе стороны в деле или любого другого заинтересованного лица, или по своей инициативе Палата или, в соответствующих случаях, ее Председатель может указать сторонам на предварительные меры, которые, по мнению Палаты, следует принять в интересах сторон или надлежащего осуществления проводимого расследования.
2. Уведомление о таких мерах направляется Комитету министров.
3. Палата может запросить у сторон информацию по любому вопросу, связанному с выполнением любой указанной предварительной меры.
Правило 40
(Срочное уведомление о жалобе)
В случае любой срочной необходимости Секретарь, с разрешения Председателя Палаты, может, без ущерба для осуществления любых других процессуальных действий и с использованием любого доступного средства, информировать государство-участника Конвенции, имеющего отношение к жалобе, о факте ее подачи и предметном содержании.
Правило 41
(Очередность рассмотрения дел)
Палата рассматривает жалобы в порядке очередности, который определяется их готовностью к рассмотрению. Однако она может принять решение о разбирательстве конкретной жалобы в приоритетном порядке.
Дословно
Михаил Маров
(О деле Трепашкина)
В свое время я защищал Александра Литвиненко. Многие действия органов по тому делу идентичны с теми, что производятся по делу Трепашкина – абсолютно одинаковый почерк. Как юрист я понимаю, что сегодняшнее заседание может и должно завершиться только положительным для моего подзащитного решением: он должен быть выпущен из-под стражи.
Грани.Ру, 13.11.2003
Генри Резник
(О защите Трепашкина)
Хочу сразу отметить, что обвинения в адрес российских адвокатских организаций со стороны зарубежных наблюдателей беспочвенны. Ситуация у нас под контролем. В ближайшее время состоится заседание Совета адвокатской палаты Москвы, на котором, в частности, будем обсуждать и случай с Трепашкиным. Кроме того, я постоянно общаюсь по этому поводу с адвокатом по делу Михаилом Маровым, так что вся информация у нас есть. Другое дело, что мы не имеем права вмешиваться в существо дела – это прерогатива защитников Трепашкина. Мы же действуем в соответствии с канонами права. И в советах из-за рубежа вряд ли нуждаемся.
Грани.Ру, 13.11.03г.
Александр Гольдфарб
Говорят, что когда пришли за Даниилом Хармсом, он сказал: "Ну что ж, на вашей стороне армия и флот". В этом смысле в отношении дальнейшей судьбы Трепашкина я пессимист. Решение о мере пресечения было столь же предопределено, как и то, что Трепашкин, увы, получит срок. И я не уверен, что он доживет до его окончания. И понятно за что - за то, что нашел последнее недостающее звено в разгадке тайны московских взрывов. Неважно, что ему не придется представить свои доказательсва в суде. Слово сказано - и его уже не поймаешь.
Вот так на наших глазах история выбирает героев и мучеников. Пройдет много поколений, забудутся все участники сегодняшней московской ярмарки тщеславия, но в русской истории навсегда останется смешная фамилия отставного чекиста, принесшего вину за 300 невинных душ к порогу своего зловещего ведомства.
Грани.Ру, 13.11.2003