Мособлсуд оставил Трепашкина под стражей
Московский областной суд рассмотрел в четверг кассационную жалобу адвоката бывшего полковника ФСБ Михаила Трепашкина на повторный арест подзащитного. Как сообщил корреспондент Граней.Ру с места события, мера пресечения оставлена без изменений.
Защита оспаривала решение Дмитровского городского суда, который санкционировал повторный арест задержанного, удовлетворив соответствующее ходатайство прокуратуры подмосковного города Дмитрова.
За Трепашкина готовы были поручиться: председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, руководитель центра "Содействие международной защите", комиссар Международной комиссии юристов Карина Москаленко, руководитель общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев, руководитель общественного благотворительного комитета "За гражданские права" Андрей Бабушкин.
Михаил Трепашкин был задержан 22 октября на 47-м километре Дмитровского шоссе. При досмотре его машины сотрудники ДПС обнаружили у Трепашкина пистолет, разрешение на который у него отсутствовало. Сам Трепашкин утверждает, что оружие ему подбросили.
24 октября Дмитровский городской суд вынес первое решение об аресте задержанного. Мособлсуд 31 октября удовлетворил кассационную жалобу адвокатов Трепашкина, отменил решение Дмитровского горсуда и постановил освободить отставного полковника из-под стражи. Однако Трепашкин остался под стражей, и решение суда так и не было исполнено, поскольку Трепашкина перевозили из Дмитровсокого СИЗО в Волоколамский, и решение судебных органов "не могло его найти".
Татьяна Морозова, интересы которой Трепашкин должен был представлять на процессе о взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске, подала жалобу в Международную комиссию юристов. Этот орган защищает права судей и адвокатов во всем мире. Международная комиссия потребовала от российских властей немедленного освобождения адвоката Михаила Трепашкина. "Арест и задержание Михаила Ивановича Трепашкина препятствуют его участию в процессе о взрывах жилых домов в 1999 г. в качестве представителя родственников одной из жертв", - говорится в заявлении Комиссии. "Подброшенные доказательства с последующим арестом - насмешка над властью закона. - заявила Линда Бесхарати-Мовед, юридический советник Комиссии. - Незаконное задержание господина Трепашкина показывает, что российские юристы могут быть арестованы только за выполнение своих профессиональных обязанностей".
Трепашкин, более 20 лет проработавший в органах безопасности, стал известен благодаря участию в ноябре 1998 года в пресс-конференции, на которой бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко и его товарищи заявил, что по приказу руководства ФСБ участвовали в заговоре с целью убийства Бориса Березовского.
После увольнения из органов Михаил Трепашкин занимался адвокатской практикой, а также сотрудничал с Общественной комиссией Сергея Ковалева по расследованию взрывов жилых домов в 1999 году. Как только он начал сотрудничать с Общественной комиссией, против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в разглашении гостайны и незаконном хранении боеприпасов. По версии обвинения, проходя с 1994 по 1997 годы службу в органах КГБ СССР и ФСБ РФ, Трепашкин копировал служебные документы, которые в дальнейшем незаконно хранил у себя дома. Трепашкин находился под подпиской о невыезде, утверждая, что дело в отношении него было "сфабриковано". 25 ноября Московский окружной военный суд должен приступить к слушанию этого "основного дела" полковника в отставке.
Комментарий
Григорий Пасько - специально для Граней.Ру:
Конечно, все это похоже на заранее запланированные акции по устрашению как самого Трепашкина, так и его защитников.
Разумеется, дело адвоката Трепашкина ни в коем случае нельзя рассматривать обособленно от дел по взрывам домов в Москве и Волгодонске, по другим террористическим актам, по непонятным событиям в Рязани... Все они взаимосвязаны, о чем лишний раз свидетельствует заявление участницы начавшегося в Мосгорсуде процесса над Деккушевым и Крымшамхаловым Татьяны Морозовой о допросе целого ряда новых свидетелей, в том числе Михаила Трепашкина, и о рассмотрении в суде видеопленки, имеющейся в распоряжении бывшего сотрудника ФСБ, проживающего ныне в Лондоне, Александра Литвиненко.
Конечно же, нетрудно было бы предугадать и решение Мособлсуда по изменению меры пресечения Трепашкину – если кому-то очень нужно и если этот кто-то связан с ФСБ, то наши суды охотно идут на компромисс со своим "социалистическим правосознанием". Вот только в случае отрицательного для Трепашкина решения беззаконие будет уж очень сильно выпирать из всех щелей правосудия. Впрочем, нам к этому уже не привыкать.
Справка
Международная комиссия юристов
Международная комиссия юристов была основана в 1952 году, в память западногерманского юриста д-ра Вальтера Линце, протестовавшего против произвольных арестов, закрытых судов, и заключения инакомыслящих в лагеря. 8 июля 1952 года он был похищен агентами восточногерманской разведки и расстрелян в Москве по обвинению в шпионаже. Штаб-квартира МКЮ находится в Женеве.
Дословно
Генри Резник
(О защите Трепашкина)
Хочу сразу отметить, что обвинения в адрес российских адвокатских организаций со стороны зарубежных наблюдателей беспочвенны. Ситуация у нас под контролем. В ближайшее время состоится заседание Совета адвокатской палаты Москвы, на котором, в частности, будем обсуждать и случай с Трепашкиным. Кроме того, я постоянно общаюсь по этому поводу с адвокатом по делу Михаилом Маровым, так что вся информация у нас есть. Другое дело, что мы не имеем права вмешиваться в существо дела – это прерогатива защитников Трепашкина. Мы же действуем в соответствии с канонами права. И в советах из-за рубежа вряд ли нуждаемся.
Грани.Ру, 13.11.03г.
Михаил Маров
(О деле Трепашкина)
В свое время я защищал Александра Литвиненко. Многие действия органов по тому делу идентичны с теми, что производятся по делу Трепашкина – абсолютно одинаковый почерк. Как юрист я понимаю, что сегодняшнее заседание может и должно завершиться только положительным для моего подзащитного решением: он должен быть выпущен из-под стражи.
Грани.Ру, 13.11.2003
Александр Гольдфарб
Говорят, что когда пришли за Даниилом Хармсом, он сказал: "Ну что ж, на вашей стороне армия и флот". В этом смысле в отношении дальнейшей судьбы Трепашкина я пессимист. Решение о мере пресечения было столь же предопределено, как и то, что Трепашкин, увы, получит срок. И я не уверен, что он доживет до его окончания. И понятно за что - за то, что нашел последнее недостающее звено в разгадке тайны московских взрывов. Неважно, что ему не придется представить свои доказательсва в суде. Слово сказано - и его уже не поймаешь.
Вот так на наших глазах история выбирает героев и мучеников. Пройдет много поколений, забудутся все участники сегодняшней московской ярмарки тщеславия, но в русской истории навсегда останется смешная фамилия отставного чекиста, принесшего вину за 300 невинных душ к порогу своего зловещего ведомства.
Грани.Ру, 13.11.2003