Ходорковский: В России не будет передела собственности
Председатель правления компании "ЮКОС" Михаил Ходорковский считает, что передела собственности в России не будет. Как передает "Эхо Москвы", Ходорковский сказал, что "сегодня вопрос о собственности уже решен, и вопроса о переделе всерьез уже не ставят".
"То, что происходит сегодня - это конфликт между самостоятельными гражданами, нарождающимся в стране гражданским обществом и теми силами в правоохранительных органах, которые считают, что они имеют право диктовать гражданам, как им жить, и убежденными, что сила является законом", - считает Ходорковский. По мнению предпринимателя, "это очень опасно, и в первую очередь для экономики".
"Меня очень пугает, когда правоохранительная система перестает обращать внимание на методы, когда в стремлении доказать силу забывает, что мы живем в обществе закона", - сказал Ходорковский . По его словам, "ЮКОС" сейчас функционирует нормально". "Результаты этого года покажут, что мы можем эффективно работать и в такой обстановке", - добавил Ходорковский.
Комментарий
Михаил Борисович, наверное, что-то знает. Недаром он не так давно рассказывал, что "общается с президентом часто жестко и на повышенных тонах", понимая при этом, что "последнее слово остается за президентом". Неужели президент сказал последнее слово? Нет, кажется, это было первое слово президента – еще накануне первых его выборов: не будет персмотра итогов приватизации. Сейчас президент вроде бы ничего не говорит. Не хочет повторяться, должно быть.
Откуда же такая уверенность Ходорковского? Может быть, возымели действие развешанные не так давно по всей Москве плакаты с призывом вернуть приватизированное до 2000 года? Говорил же лидер всем теперь известного "Совета по национальной стратегии" Белковский, что это провокация, "организованная ЮКОСом с целью довести ситуацию до абсурда". Абсурд, однако, налицо, и абсурд этот - необходимость крупнейшей компании страны доказывать свою способность "эффективно работать в такой обстановке".
Дословно
Борис Березовский
- Вы считаете, что господину Ходорковскому уготована ваша дорога? Чемодан, вокзал... Лондон.
- В конечном счете безусловно.
- И господину Невзлину тоже?
- Даже раньше.
- Почему выбран именно этот момент для дела Ходорковского?
- Выборы в декабре, выборы! Сейчас нужно весь капитал отстроить, вот на этом отрезке времени. Вот сейчас нужно решить главную задачу - получить конституционное большинство в парламенте и чтобы не было никаких вариантов ни для какого Ходорковского, ни для какого Фридмана, ни для какого Потанина. Ни одного шанса, чтобы даже не думали участвовать в политике. Это первый этап. А вот когда получат конституционное большинство, когда будет переизбран президент на следующий срок, вот тогда будут забирать бизнес уже по существу. Вот сейчас, пока, не хватило этих четырех лет, чтобы построить вертикаль бизнеса. Это будет одна из самых главных задач сразу после переизбрания Путина президентом. И, безусловно, произойдет перераспределение капитала в пользу своих. Ходорковский не свой, и Потанин не свой, и Фридман не свой, и Абрамович не свой.
- Вот вы с господином Ходорковским - одного поля ягоды. Вы можете сказать, что ему делать? Власть, как вы сказали, до выборов будет пытаться разобраться с господином Ходорковским, а после выборов - с ЮКОСом. Что ему делать в такой ситуации?
- Моя точка зрения: Ходорковский не имеет воли и понимания того, чем ему это в конечном счете грозит. А грозит именно переделом собственности. Сто процентов.
Интервью газете "Коммерсант", 09.07.03
Статьи по теме
Государство и олигархи: американский опыт
Оказывается, олигархов не любят не только у нас. В Соединенных Штатах общество и государство тоже испытывают не самые теплые чувства по отношению к воротилам большого бизнеса. Однако в американской политической культуре давно сложились многообразные и в целом эффективные способы воздействия на крупный капитал и его наиболее выдающихся представителей, позволяющие ограничить их властные амбиции и поставить их неуемную энергию на службу народным массам. И судьба Михаила Ходорковского в Америке наверняка сложилась бы иначе, чем в путинской России. Так считает эксперт Гарвардского университета Тэрин Артур.
Пересмотр итогов приватизации и десталинизации
В сегодняшней России, оказывается, все обращены в прошлое. Люди во власти жаждут пересмотреть итоги приватизации девяностых годов. Население вздыхает по мертвой стабильности начала пятидесятых, поминая Сталина таким, каким он был перед смертью, а не в годы коренных переломов и головокружения от успехов. А кремлевские пиарщики предпочитают рассказывать, каким был Путин-резидент, лишь бы не говорить, каким еще будет Путин-президент. Кажется, вообще все вопросы о будущем становятся бестактными. Это классический симптом депрессии, считает обозреватель Граней.Ру Дмитрий Шушарин.