Ходорковский: Атака на "ЮКОС" организована недовольным слиянием с "Сибнефтью" окружением Путина
В интервью газете Financial Times глава НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский заявил, что силовая атака на "ЮКОСа" была связана с планируемым слиянием его компании с "Сибнефтью". Кроме того, он обвинил прокуратуру в том, что она действуют заодно с ФСБ.
По мнению Ходорковского, он оказался в центре внутрикремлевской борьбы между либеральными реформаторами и сторонниками жесткой линии из числа бывших сотрудников спецслужб. "Объявив о предстоящем слиянии, мы усилили позиции одной половины из близкого окружения Путина. Так, по крайней мере, это было воспринято другой половиной, которая и решила принять определенные контрмеры".
Ходорковский отметил, что прокуратура, действующая заодно со спецслужбами, использует методы запугивания и фальсифицирует доказательства вины, "даже не пытаясь делать вид, что соблюдают несовершенное российское законодательство". По мнению главы "ЮКОСа", продолжая действовать такими методами, прокуратура "сама подписывает себе приговор".
Справка
Заявление НК "ЮКОС"
В связи с последним заявлением Генеральной прокуратуры о предъявлении нового обвинения председателю Совета директоров МФО "МЕНАТЕП" и упоминания в связи с данным обвинением НК "ЮКОС", пресс-служба компании считает необходимым заявить следующее.
Беспрецедентная кампания, развязанная Генеральной прокуратурой в отношении НК "ЮКОС", ее сотрудников и акционеров, до сих пор не дала, не дает и не может дать никаких доказательств ни по одному из заведенных уголовных дел, несмотря на то, что в их "расследовании" заняты сотни сотрудников правоохранительных органов. В этой связи сотрудники НК "ЮКОС" не могут не испытывать законной гордости за свою компанию, на деле доказавшую правовую чистоту и прозрачность своей деятельности.
Все действия Генеральной прокуратуры наглядно демонстрируют, что правоохранительные органы идут по пути инициирования все большего числа якобы связанных с НК "ЮКОС" уголовных дел, будучи не в состоянии предъявить хоть какие-либо доказательства по делам, заведенным ранее.
Обращает на себя внимание тот факт, что все рассмотрения в судах так называемых "дел НК "ЮКОС" и "дела Платона Лебедева" проводились в закрытом режиме, без каких-либо внятных пояснений причин этой закрытости. Ссылки на несуществующую коммерческую тайну со стороны Генеральной прокуратуры звучат анекдотично: неясно, какую коммерческую деятельность ведет Генпрокуратура, тайну которой она столь свято блюдет. Похоже, что следствие просто боится предъявить общественности собственную беспомощность в расследовании упомянутых "дел".
Неправовые методы Генпрокуратуры и некоторых беспрекословно поддерживающих их подразделений ФСБ и судебных органов демонстрируют полную неспособность предъявить сколько-нибудь доказуемое, основанное на нормах закона, обвинение. Отсюда - многочисленные нарушения уголовно-процессуального закона в рамках следственных действий в отношении НК ЮКОС, ее сотрудников и акционеров.
Сегодня стало очевидно, что люди, выполнявшие заказ по "делам НК "ЮКОС", ввели в заблуждение своих покровителей, обещая им легкую победу. Имена организаторов этого заказа – представителей переродившейся, криминальной части правоохранительной системы - известны. И мы уверены, что их деятельность получит своевременную правовую оценку.
Мы не сомневаемся, что многие честные сотрудники Генеральной прокуратуры и Федеральной службы безопасности возмущены подобным разнузданным попранием закона своими вошедшими в раж коллегами и не будут исполнять незаконные, а в ряде случаев прямо преступные приказы.
Декриминализация правоохранительной системы становится одной из важнейших задач, которую предстоит решить российскому обществу на пути к построению эффективной и конкурентоспособной в условиях глобализации национальной экономики. Пример нефтяной компании "ЮКОС" окажет обществу помощь в решении этой задачи.
28.07.2003