Кремль решил оставить "ЮКОС" в покое
В пятницу Александр Волошин на традиционном совещании в Кремле с участием руководителей телеканалов затронул тему "ЮКОСа", сообщает "Независимая газета" . По словам отдельных участников этого мероприятия, их ознакомили с планом поэтапного выхода (без потери лица для основных участников событий) из коллизии вокруг крупнейшей нефтяной компании России - ситуации, которая вызывает все больший резонанс не только в стране, но и среди зарубежных инвесторов и политиков. Согласно этому плану, противостояние силовиков и бизнес-сообщества должно постепенно сойти на нет, но при этом пропагандистский эффект, которого добились инициаторы "дела "ЮКОСа", не должен быть утерян.
Как правило, участники встреч у Волошина - кремлевские чиновники, руководители госканалов и эксперты - обсуждают информационное сопровождение тех или иных политических кампаний. Однако последний разговор, формально посвященный грядущей избирательной гонке, свелся в итоге к поиску компромиссных решений по "делу "ЮКОСа". По некоторым социологическим замерам, данные о которых приводились участниками совещания, россияне одобрительно отнеслись к громким арестам и допросам нефтяных королей. В то же время специальный опрос Фонда "Общественное мнение" показал, что более половины россиян даже и не слышали о том, что за дела расследуются в столице. Электоральный эффект от произведенных арестов, как констатировали собеседники, несоизмерим с ущербом имиджу страны за рубежом.
Как сообщают источники "НГ", на "планерке" у Волошина говорилось о том, что советники Владимира Путина будут рекомендовать ему сделать специальное заявление, которое станет своего рода преамбулой к снятию напряжения вокруг компании Ходорковского. Президентские помощники, по некоторым данным, уже взялись за проработку формулировок, в которых президент должен емко и ясно выразить свое отношение к происходящему. Предполагается, что в словах президента должна прозвучать критика в адрес обеих сторон конфликта. Глава государства может пожурить и силовиков, использующих чересчур топорные методы при расследовании сложных финансовых историй, и представителей крупного бизнеса, подчас "злоупотребляющих", по мнению власти, своими мощными экономическими ресурсами при лоббировании политических интересов.
Если все пойдет так, как планируют в кремлевской администрации, следующим шагом после вмешательства в ситуацию президента станет освобождение из-под стражи Платона Лебедева. Заседание Мосгорсуда по данному поводу намечено на среду - и до этого срока принципиальное решение судьбы коллеги олигарха, возможно, уже будет сформулировано. Последним этапом упомянутого плана должно стать постепенное прекращение всех связанных с "ЮКОСом" уголовных дел и восстановление нормальной жизнедеятельности компании Ходорковского.
Справка
Заявление Московской Хельсинкской группы
Действия сотрудников правоохранительных органов, расследующих уголовные дела так или иначе связанные с НК "ЮКОС" и МФО "Менатеп", их владельцами и сотрудниками, не могли не привлечь внимания правозащитников.
Сотрудники Генеральной прокуратуры, ФСБ и других так называемых силовых структур демонстративно пренебрегают предписанными законом процедурными правилами проведения следственных мероприятий (отказ предъявить постановление о производстве обыска и т.п.), стремятся оказать психологические давление на подозреваемых, владельцев, сотрудников кампаний. Проведенные в НК "ЮКОС" обыски сопровождались неоправданным использованием спецподразделений силовых структур. Двое подозреваемых - Платон Лебедев и Алексей Пичугин - взяты под стражу и без веских оснований содержатся в следственном изоляторе, не получая своевременной адвокатской и медицинской помощи, на которую имеют право в соответствии с законом. Татьяна Пичугина, жена Алексея Пичугина, выступила с обращением к общественности, в котором выразила опасения, что ее муж подвергается в СИЗО воздействию психотропных средств с целью незаконного получения признательных показаний.
К сожалению, все вышеописанные действия не представляют собой ничего из ряда вон выходящего. Такова повседневная практика многих сотрудников российских правоохранительных органов. Правозащитники неоднократно пытались привлечь
внимание общественности к этим проблемам.
В современной России подследственные содержатся в СИЗО, условия содержания в которых неоднократно приравнивались к пытке как международными, так и российскими правозащитными организациями, и даже самими сотрудниками пенитенциарной системы. Подозреваемые проводят там месяцы и даже годы без
веских оснований, только потому, что этого добиваются правоохранительные органы. Цель такой практики очевидна - давление на подозреваемых. Игорь Сутягин, российский ученый, которого ФСБ необоснованно обвиняет в шпионаже и
до сих пор не может привести серьезные доказательства своих подозрений, находится в предварительном заключении уже почти четыре года.
Несоразмерное применение силы при проведении следственных действий также является сложившейся практикой. Генеральная прокуратура сама признает, "что силовая поддержка используется подчас как способ оказания психологического давления на участников процесса и нередко приводит к нарушению конституционных прав граждан, дезорганизации нормальной работы ведомств" (из приказа генерального прокурора "Об усилении прокурорского надзора за законностью производства выемок и обысков" от 30 января 2001 г.). Целью подобных действий является не только и не столько предотвратить возможное сопротивление, сколько запугать граждан, унизить перед окружающими и не дать им прибегнуть к законным методам юридической защиты. Еще два года назад, в январе 2001 г., с критикой подобной практики выступил Президент Владимир Путин. Однако последние события показывают, что положение не изменилось.
Обращение жены Алексея Пичугина вызывает особое беспокойство в связи с тем, что именно о СИЗО "Лефортово" ранее поступала информация о возможном применении там психотропных средств и психологических методов для давления на заключенных.
В связи с ситуацией вокруг НК "ЮКОС" противоправная и антигуманная практика силовых структур, наконец, оказалась в фокусе общественного внимания.
Последние события продемонстрировали, что в стране, где возможен произвол, от него не защищены ни бедный, ни богатый, ни простой гражданин, ни представитель деловой элиты страны.
Вне зависимости от обоснованности выдвинутых против владельцев и сотрудников НК "ЮКОС" и МФО "МЕНАТЕП" обвинений практика произвола, нарушения процессуального законодательства, использования предварительного заключения и специальных полномочий в целях давления и запугивания должна быть немедленно прекращена.
Мы призываем российские власти, в первую очередь суды, дать соответствующую оценку противоправным действиям сотрудников силовых структур.
Мы призываем общественность, политиков, представителей бизнеса требовать от власти принципиальных изменений в деятельности силовых структур, отказа от репрессивного уклона в работе правоохранительных органов и создания эффективного механизма гарантий соблюдения прав подозреваемых, включая прекращение возмутительной практики необоснованного и длительного содержания под стражей до суда, искоренение пыток во всех формах, включая жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение и условия содержания в местах заключения.
Информация, изложенная в обращении Татьяны Пичугиной, должна быть тщательно расследована. Меры пресечения в отношении Платона Лебедева и Алексея Пичугина должны быть изменены как можно скорее. Их освобождение из предварительного заключения может стать первым шагом в борьбе российского общества за всеобъемлющее соблюдение законности и прав человека, торжество справедливого правосудия.
Председатель Московской Хельсинкской группы
Л.М. Алексеева, 18 июля 2003 г.
Статьи по теме
Премьер против арестократов
Заявление Михаила Касьянова о неуместности ареста Платона Лебедева - первая негативная реакция на действия Генпрокуратуры, раздавшаяся с самого верха. Возможно, вскоре заговорят об отступлении "силовиков" и контрнаступлении "семейных". Впрочем, премьер не впервые выступает против "генеральной линии", но до сих пор это редко приводило к серьезным последствиям. Ни для него самого, ни для "линии".
Тьма, которая пришла слишком рано
Дэвид Саттер, проработавший несколько лет в Москве корреспондентом Wall Street Journal и New York Times, издал книгу о сегодняшней России под названием "Тьма на рассвете". По мнению американского наблюдателя, нынешнее печальное состояние российского общества отнюдь не является результатом поражения экономических реформ начала 90-х - напротив, это следствие их успеха. Немало места уделяет автор и обстоятельствам прихода к власти президента Путина, в частности, возможной причастности ФСБ ко взрывам жилых домов осенью 1999 года.