"Операцию" против "ЮКОСа" инициировал Путин
28 апреля 2003 года генпрокурор Владимир Устинов передал президенту Владимиру Путину письмо, в котором содержались результаты проверки обстоятельств продажи акций ОАО "Апатит". В письме, которое адвокаты "ЮКОСа" передали журналистам "Газеты", говорится, что оснований для возбуждения уголовного дела в случае с "Апатитом" нет.
Президент поручил Генпрокуратуре проверить обстоятельства продажи акций компании еще 16 декабря 2002 года. С такой просьбой к президенту обратился губернатор Новгородской области Михаил Прусак. Речь идет об обвинении в хищении государственного пакета акций мурманской компании "Апатит" на сумму более 280 миллионов долларов. В 1994 году 20-процентный пакет акций комбината, принадлежавший государству, приобрело всего за 225 тысяч долларов АОЗТ "Волна", якобы подконтрольное "МЕНАТЕПу". По условиям конкурса, "Волна" должна была инвестировать в "Апатит" 280 миллионов долларов. Однако выполнить этот грандиозный план не удалось, и в 1998 году по иску Минимущества договор купли-продажи с фирмой "Волна" был расторгнут. Акции не были возвращены, так как к этому времени они уже были проданы третьим фирмам, подконтрольным, по некоторым данным, также "МЕНАТЕПу". В результате в Арбитражный суд Москвы был подан иск со стороны РФФИ. 19 ноября 2002 года стороны заключили мировое соглашение, которое тут же утвердил суд. Согласно ему с ЗАО "Волна" было взыскано в пользу государства 478 миллионов рублей. При этом снимались все претензии по поводу возврата акций. Михаил Прусак полагал, что сумма ущерба была значительно занижена и это нарушило интересы государства.
Однако Владимир Устинов счел, что "в компетенцию Генпрокуратуры РФ не входит определение рыночной стоимости пакета акций ОАО "Апатит", размера причиненного ущерба, а также экономической целесообразности заключения мирового соглашения в целом".
В своем письме генпрокурор назвал тех, в чью компетенцию входят эти действия: правительство, Минфин, Минимущество, Минэкономразвития. И направил во все эти структуры соответствующие требования.
Далее в письме говорится о том, что "в ходе организованной Генпрокуратурой проверки с участием заинтересованных министерств и ведомств доводы губернатора Новгородской области о нарушении ОАО "Апатит" антимонопольного и налогового законодательства своего объективного подтверждения не нашли". Учитывая все эти факты, генпрокурор сделал вывод, что "оснований для реагирования Генпрокуратуры не имеется".
Однако через три месяца в июле 2003 года по этому делу был арестован глава "МЕНАТЕПа" Платон Лебедев, одновременно являющийся совладельцем нефтяной компании "ЮКОС".
Справка
Заявление представителей российской общественности в поддержку компании 'ЮКОС'
Известные представители российской общественности выступили в поддержку компании "ЮКОС".
В опубликованном заявлении, в частности, говорится: "События последних дней неопровержимо свидетельствуют, что провозглашаемая президентом и правительством стабилизация снова отступает под напором частных и групповых интересов представителей органов государственной власти. Элементы формирующегося в стране гражданского общества активно вытесняются так называемой управляемой демократией, управляемой бездарно и неуклюже. Основам демократии реальной - независимости бизнеса и свободе информации - в очередной раз нанесен непоправимый урон: - доведено до логического конца уничтожение последнего негосударственного телевизионного канала федерального значения; - демонстративно надета смирительная рубаха псевдоправосудия на самую продвинутую, социально ответственную нефтяную компанию.
Эти недвусмысленные сигналы призваны побудить общество сплотиться вокруг партии власти в грядущих выборах, хотя бы из страха за свою судьбу, судьбу своего бизнеса.
Одновременно с вопиющими нарушениями права на равенство перед судом и законом, продекларированного конституцией, правоохранительные органы буквально вытирают ноги о презумпцию невиновности; под лозунгом борьбы с экстремизмом посягают на право граждан голосовать "против всех"; руководитель Совета федерации предлагает ввести цензуру, переименовав ее в управление информационными потоками; и все это под нескончаемые заклинания о правовом государстве и верховенстве закона. Налицо общественный кризис. Избранному гражданами России президенту необходимо ясно и недвусмысленно выразить свою позицию в этой кризисной ситуации".
Заявление подписали Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской Группы, Евгения Альбац, журналист, Михаил Бергер, главный редактор "Еженедельный журнал", Светлана Ганушкина, председатель организации «Гражданское содействие», Член комиссии по правам человека при президенте, Валентин Гефтер, генеральный директор Института прав человека, Алексей Кара-Мурза, заведующий отделом института философии РАН, Владимир Кара-Мурза, журналист, Марианна Максимовская, журналист, Генри Резник, президент Адвокатской палаты Москвы, Арсений Рогинский, Общество "Мемориал", Владимир Рыжков, депутат Государственной Думы, Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности, Елена Шаталова, председатель Правления ООД "За здоровую Россию", Евгений Ясин, научный руководитель - Высшая Школа Экономики и другие.
Газета.Ru, 16.07.2003
Дословно
Майкл Макфол
...Президент изменил правила игры. Экономические сделки прошлых лет, одно время считавшиеся не подлежащими пересмотру, сегодня внезапно оказались под вопросом. Если теперь действуют новые правила игры, тогда предъявленные г-ну Лебедеву обвинения - что он незаконно приобрел имущество в ходе приватизации в 1994 году компании по производству удобрений "Апатит" - или им подобные сделки могут быть вменены в вину практически любому бизнесмену, который работал в России в начале 1990-х годов.
Если эти новые неформальные правила пересматриваются с единственной целью отпугнуть г-на Ходорковского от политики, тогда арест г-на Лебедева является еще более отрезвляющим. Это значит, что россиянам не позволяется пытаться влиять на исход выборов...
Произвольный диктат государства не только недемократичен. Он вреден для бизнеса. Государство, не ограничиваемое системой сдержек и противовесов, главенством закона, тщательным мониторингом со стороны независимых средств массовой информации или волеизъявлением избирателей, является непредсказуемым в лучшем случае, грабительским - в худшем. Две недели назад г-н Лебедев, вероятно, стал бы утверждать, что экономические достижения президента Путина перевешивают его недостатки в области демократизации. Сегодня, надо думать, он переменил свое мнение. То же самое следует сделать и всем нам.
Wall Street Journal / ИНОСМИ, 09.07.2003
Михаил Ходорковский
(После допроса в Генпрокуратуре)
Я, естественно, человек достаточно информированный и предполагал, зачем меня туда вызывают... Все, что сейчас происходит, на мой взгляд, располагается за пределами правового поля - то есть по форме все законно, а по сути совершенно нет. И поэтому я был готов к тому, что будет проведена вежливая попытка представить законными в общем-то незаконные действия... Если в данном случае мы видим со стороны правоохранительных органов тень попытки создать ощущение 70-х годов, то мое поколение к этому в общем готово.
...Несомненно, когда мы принимали решение о слиянии "ЮКОСа" с "Сибнефтью", я отдавал себе отчет, что такая серьезная экономическая структура, вполне мирового уровня, не может не вызвать борьбы за себя между различными группировками. Не как самоцель, естественно, а как один из факторов в последующей борьбе за власть. Хотя, откровенно говоря, я думал, что последние 15 лет привели к тому, что формы этой борьбы значительно цивилизуются. Как видите, в этом прогнозе я несколько ошибся... Мы являемся своего рода вызовом самим фактом своего независимого существования. Мы самая крупная в стране компания, и мы компания независимая. Я понимаю, что этот факт неприятен, особенно тем людям, которые мыслят в стилистике старых, скажем так, взглядов. Но при этом даже они на сегодняшний день понимают, что собственно компанию трогать нельзя...
По моему мнению, мы имеем дело с начавшейся борьбой за власть между различными крыльями в окружении Владимира Путина... Это не попытка удара по компании, это попытка удара по тем людям, которые принимают конкретные решения... Cама стилистика работы нашего президента заключается в том, что он старается не вмешиваться в подобные процессы. При всем прочем, при довольно непростом характере Владимир Владимирович является человеком достаточно откровенным в таких вопросах. И если у него есть претензии, он их прямо высказывает. А мы стараемся, чтобы эти претензии не разрастались.
ТВ-2 (Томск) / GZT.Ru, 05.07.2003
...Никаких поползновений и посягательств в отношении компании со стороны органов государственной власти не происходит. По определенным причинам, не связанным с деятельностью компании, на сегодняшний день проводится политика юридического выяснения отношений. Ни руководителей компании, ни ее производственно-хозяйственной деятельности это не касается. Это касается отдельных акционеров компании.
"Эхо Москвы", 05.07.2003
Борис Березовский об атаке на "ЮКОС"
(По поводу атаки на "ЮКОС")
Миша (Михаил Ходорковский. - Ред.) – технолог очень хороший. Он правильный человек на позиции премьер-министра, тут у меня никаких сомнений нет. Из всех, кого я знаю, он лучший. Но в то же время... Он же поддерживал коммунистов в 96-м, пока не было принято общее решение бизнес-сообщества поддержать только Ельцина. Собственно, и многие олигархи поддерживали. Особенность наших олигархов вообще состоит в том, что они не умеют создавать процесс, они боятся создавать процесс, они встраиваются в процесс. Так было и в 96-м, и в 99-м. А где Ходорковский был в 99-м году? Где вы были, товарищ? А Ходорковский отсиживался и выжидал, кто победит – Примаков или Путин. И он точно так же побежал бы к Примакову, как он побежал к Путину. Но наступил момент, когда он понял, что власть не реализует, а, наоборот, препятствует достижению тех экономических целей, которые преследует компания. И замахнулся на политику. И получил по носу.
...Не боец. Я так представляю себе. Безусловно, на определенном уровне противостояния он серьезный оппонент, но только не с властью. Он боится.
...Cейчас задача власти, чтобы он замолчал – не только не говорил, но и перестал делать самостоятельные шаги в политике. А следующим шагом, если Путин будет переизбран, он будет отбирать собственность.
"Коммерсант", 09.07.2003
Заявление компании "ЮКОС"
(По поводу обыска в здании компании)
Законность и смысл происходящих здесь действий представителей Генеральной прокуратуры вызывают откровенное недоумение и возмущение.
Нефтяная компания "ЮКОС" не имеет никакого отношения к ОАО "Апатит", дело в отношении которого, как следует из заявления следователей, привело их на территорию компании. Под этим предлогом идет вскрытие помещений и взлом компьютерной техники.
Мы можем только предполагать, что в действительности хотят найти следователи и что потом будет предъявлено как якобы найденное на нашей территории. Мы считаем все происходящее демонстративным попранием закона.
Газета.Ру, 11.07.2003
Статьи по теме
Премьер против арестократов
Заявление Михаила Касьянова о неуместности ареста Платона Лебедева - первая негативная реакция на действия Генпрокуратуры, раздавшаяся с самого верха. Возможно, вскоре заговорят об отступлении "силовиков" и контрнаступлении "семейных". Впрочем, премьер не впервые выступает против "генеральной линии", но до сих пор это редко приводило к серьезным последствиям. Ни для него самого, ни для "линии".
Тьма, которая пришла слишком рано
Дэвид Саттер, проработавший несколько лет в Москве корреспондентом Wall Street Journal и New York Times, издал книгу о сегодняшней России под названием "Тьма на рассвете". По мнению американского наблюдателя, нынешнее печальное состояние российского общества отнюдь не является результатом поражения экономических реформ начала 90-х - напротив, это следствие их успеха. Немало места уделяет автор и обстоятельствам прихода к власти президента Путина, в частности, возможной причастности ФСБ ко взрывам жилых домов осенью 1999 года.