В "ЮКОСе" введена "чрезвычайная" схема управления
В "ЮКОСе" и "МЕНАТЕПе" уже введена в действие "чрезвычайная" схема управления на случай, если аресты менеджеров будут продолжаться.
Об этом сообщает "Коммерсант", ссылаясь на слова высокопоставленного сотрудника "ЮКОСа", пожелавшего остаться неназванным. Другие источники издания в компании также подтвердили эту информацию.
В случае, если что-то случится с Михаилом Ходорковским, его обязанности будут распределены между его заместителями. Так, оперативное управление "ЮКОСом" перейдет в руки бывшего президента компании "ЮКОС-РМ", а ныне члена Совета федерации Юрия Бычкова. Стратегией займется президент ООО "ЮКОС-Москва" Василий Шахновский.
В случае, если что-то случится с Шахновским и Бычковым, их функции достанутся уже гражданам других стран, имена которых газете выяснить не удалось (известно, что один из них – гражданин Норвегии).
Ранее крупнейший владелец акций "ЮКОСа", компания Group MENATEP, объявляла, что в случае смерти или недееспособности Ходорковского 50% акций группы, находящиеся в трасте, бенефициаром которого является глава "ЮКОСа", могут достаться только одному из совладельцев гибралтарской компании.
По данным "Коммерсанта", первым преемником Михаила Ходорковского в качестве владельца должен стать Платон Лебедев, а если что-то произойдет и с ним, бумаги перейдут члену совета директоров "ЮКОСа" Юрию Голубеву.
На случай неприятностей уже у Голубева акционеры Group MENATEP утвердили целую цепочку управленцев, последним в которой стоит лорд Джейкоб Ротшильд, который помимо прочего является президентом Institute for Jewish Polisy Research. Ротшильд, по сведениям издания, имеет ряд совместных проектов с акционерами Group MENATEP и "ЮКОСа". В частности, наряду с бывшим госсекретарем США Генри Киссинджером и бывшим послом США в СССР Артуром Хартманом сэр Ротшильд является членом совета учрежденного ЮКОСом благотворительного фонда "Открытая Россия".
Дословно
Майкл Макфол
...Президент изменил правила игры. Экономические сделки прошлых лет, одно время считавшиеся не подлежащими пересмотру, сегодня внезапно оказались под вопросом. Если теперь действуют новые правила игры, тогда предъявленные г-ну Лебедеву обвинения - что он незаконно приобрел имущество в ходе приватизации в 1994 году компании по производству удобрений "Апатит" - или им подобные сделки могут быть вменены в вину практически любому бизнесмену, который работал в России в начале 1990-х годов.
Если эти новые неформальные правила пересматриваются с единственной целью отпугнуть г-на Ходорковского от политики, тогда арест г-на Лебедева является еще более отрезвляющим. Это значит, что россиянам не позволяется пытаться влиять на исход выборов...
Произвольный диктат государства не только недемократичен. Он вреден для бизнеса. Государство, не ограничиваемое системой сдержек и противовесов, главенством закона, тщательным мониторингом со стороны независимых средств массовой информации или волеизъявлением избирателей, является непредсказуемым в лучшем случае, грабительским - в худшем. Две недели назад г-н Лебедев, вероятно, стал бы утверждать, что экономические достижения президента Путина перевешивают его недостатки в области демократизации. Сегодня, надо думать, он переменил свое мнение. То же самое следует сделать и всем нам.
Wall Street Journal / ИНОСМИ, 09.07.2003
Михаил Ходорковский
(После допроса в Генпрокуратуре)
Я, естественно, человек достаточно информированный и предполагал, зачем меня туда вызывают... Все, что сейчас происходит, на мой взгляд, располагается за пределами правового поля - то есть по форме все законно, а по сути совершенно нет. И поэтому я был готов к тому, что будет проведена вежливая попытка представить законными в общем-то незаконные действия... Если в данном случае мы видим со стороны правоохранительных органов тень попытки создать ощущение 70-х годов, то мое поколение к этому в общем готово.
...Несомненно, когда мы принимали решение о слиянии "ЮКОСа" с "Сибнефтью", я отдавал себе отчет, что такая серьезная экономическая структура, вполне мирового уровня, не может не вызвать борьбы за себя между различными группировками. Не как самоцель, естественно, а как один из факторов в последующей борьбе за власть. Хотя, откровенно говоря, я думал, что последние 15 лет привели к тому, что формы этой борьбы значительно цивилизуются. Как видите, в этом прогнозе я несколько ошибся... Мы являемся своего рода вызовом самим фактом своего независимого существования. Мы самая крупная в стране компания, и мы компания независимая. Я понимаю, что этот факт неприятен, особенно тем людям, которые мыслят в стилистике старых, скажем так, взглядов. Но при этом даже они на сегодняшний день понимают, что собственно компанию трогать нельзя...
По моему мнению, мы имеем дело с начавшейся борьбой за власть между различными крыльями в окружении Владимира Путина... Это не попытка удара по компании, это попытка удара по тем людям, которые принимают конкретные решения... Cама стилистика работы нашего президента заключается в том, что он старается не вмешиваться в подобные процессы. При всем прочем, при довольно непростом характере Владимир Владимирович является человеком достаточно откровенным в таких вопросах. И если у него есть претензии, он их прямо высказывает. А мы стараемся, чтобы эти претензии не разрастались.
ТВ-2 (Томск) / GZT.Ru, 05.07.2003
...Никаких поползновений и посягательств в отношении компании со стороны органов государственной власти не происходит. По определенным причинам, не связанным с деятельностью компании, на сегодняшний день проводится политика юридического выяснения отношений. Ни руководителей компании, ни ее производственно-хозяйственной деятельности это не касается. Это касается отдельных акционеров компании.
"Эхо Москвы", 05.07.2003
Борис Березовский об атаке на "ЮКОС"
(По поводу атаки на "ЮКОС")
Миша (Михаил Ходорковский. - Ред.) – технолог очень хороший. Он правильный человек на позиции премьер-министра, тут у меня никаких сомнений нет. Из всех, кого я знаю, он лучший. Но в то же время... Он же поддерживал коммунистов в 96-м, пока не было принято общее решение бизнес-сообщества поддержать только Ельцина. Собственно, и многие олигархи поддерживали. Особенность наших олигархов вообще состоит в том, что они не умеют создавать процесс, они боятся создавать процесс, они встраиваются в процесс. Так было и в 96-м, и в 99-м. А где Ходорковский был в 99-м году? Где вы были, товарищ? А Ходорковский отсиживался и выжидал, кто победит – Примаков или Путин. И он точно так же побежал бы к Примакову, как он побежал к Путину. Но наступил момент, когда он понял, что власть не реализует, а, наоборот, препятствует достижению тех экономических целей, которые преследует компания. И замахнулся на политику. И получил по носу.
...Не боец. Я так представляю себе. Безусловно, на определенном уровне противостояния он серьезный оппонент, но только не с властью. Он боится.
...Cейчас задача власти, чтобы он замолчал – не только не говорил, но и перестал делать самостоятельные шаги в политике. А следующим шагом, если Путин будет переизбран, он будет отбирать собственность.
"Коммерсант", 09.07.2003
Заявление компании "ЮКОС"
(По поводу обыска в здании компании)
Законность и смысл происходящих здесь действий представителей Генеральной прокуратуры вызывают откровенное недоумение и возмущение.
Нефтяная компания "ЮКОС" не имеет никакого отношения к ОАО "Апатит", дело в отношении которого, как следует из заявления следователей, привело их на территорию компании. Под этим предлогом идет вскрытие помещений и взлом компьютерной техники.
Мы можем только предполагать, что в действительности хотят найти следователи и что потом будет предъявлено как якобы найденное на нашей территории. Мы считаем все происходящее демонстративным попранием закона.
Газета.Ру, 11.07.2003
Статьи по теме
Премьер против арестократов
Заявление Михаила Касьянова о неуместности ареста Платона Лебедева - первая негативная реакция на действия Генпрокуратуры, раздавшаяся с самого верха. Возможно, вскоре заговорят об отступлении "силовиков" и контрнаступлении "семейных". Впрочем, премьер не впервые выступает против "генеральной линии", но до сих пор это редко приводило к серьезным последствиям. Ни для него самого, ни для "линии".
Тьма, которая пришла слишком рано
Дэвид Саттер, проработавший несколько лет в Москве корреспондентом Wall Street Journal и New York Times, издал книгу о сегодняшней России под названием "Тьма на рассвете". По мнению американского наблюдателя, нынешнее печальное состояние российского общества отнюдь не является результатом поражения экономических реформ начала 90-х - напротив, это следствие их успеха. Немало места уделяет автор и обстоятельствам прихода к власти президента Путина, в частности, возможной причастности ФСБ ко взрывам жилых домов осенью 1999 года.