ЕС снял запрет на поставку оружия Узбекистану
Евросоюз снял эмбарго на поставки оружия в Узбекистан, введенное в связи с жестоким подавлением беспорядков в Андижане в 2005 году. Решение, как сообщает РИА "Новости", приняли главы МИДов стран ЕС на встрече в Люксембурге.
Запрет на поставки оружия был частью санкций, введенных в отношении Узбекистана. Евросоюз также запретил высокопоставленным узбекским чиновникам въезд в страны ЕС и ограничил экономические контакты с республикой.
Большинство ограничительных мер были отменены в 2008 году (продолжило действовать только эмбарго на поставки оружия). В ЕС тогда заявили, что решили поощрить Узбекистан за "прогресс в обеспечении прав человека".
В нынешней ситуации представители ЕС приводили аналогичные аргументы. Между тем в СМИ попали заявления анонимных европейских дипломатов, отмечавших, что, отменяя санкции, Евросоюз руководствовался прежде всего желанием улучшить отношения с Узбекистаном "для диверсификации будущих поставок энергоносителей".
Отмена санкций вызвала резкую критику в адрес ЕС со стороны правозащитников. Они заявили, что существенного улучшения ситуации с правами человека в Узбекистане за последние годы не произошло, а в условиях, когда Брюссель идет на уступки, руководство республики лишается даже небольших сдерживающих факторов.
Комментарий
Снятие эмбарго на поставку вооружений и боевой техники для обороны Узбекистана какого-то решающего значения не имеет. Все эти годы, пока действовало европейское эмбарго, Узбекистан пополнял свои арсеналы продукцией российской оборонки. Причем делал это на выгодных для себя условиях — вступив в ОДКБ, покупал оружие по внутрироссийским, более низким ценам.
Но политическое значение этого жеста доброй воли со стороны Евросоюза, снявшего последний пункт из принятых три года назад ограничений, для Узбекистана безусловно существенно. Заканчивается режим одностороннего тыканья в отношениях с Москвой, когда Ислам Каримов вынужден был искать дружбы с северным соседом, поступаясь, порой, собственными амбициями. Но терпел он недолго. Собственно, "процесс пошел" еще осенью прошлого года, когда Узбекистан приостановил членство в ЕврАзЭС. Это совпало со снятием большей части санкций, введенных ЕС против Узбекситана. А спустя полгода узбекская и американская стороны начали переговоры о возможном использовании военной базы в Ханабаде и аэропорта в Навои. Примерно в это же время Каримов стал проявлять явные признаки недовольства ОДКБ, игнорируя мероприятия организации.
Сближение с Европой и США открывают перед Каримовым возможность более жестко вести диалог с Москвой, особенно в части касающейся использования национального топливно-энергетического комплекса. О каком-либо разрыве отношений между Москвой и Узбекстаном вряд ли может идти речь. Но свободу выбора политических и экономических партнеров Узбекистан обрел. И, что интересно, ничуть не поступившись драконовскими принципами в отношении прав человека.
Владимир Темный