Ручечное управление
Ручка, брошенная премьер-министром некогда самому могущественному олигарху России, достойному члену "семьи", герою светской хроники и хозяину многочисленных предприятий, продемонстрировала, как изменились отношения государства и олигархов в кризисный период. Путин разговаривал с Дерипаской как с провинившимся чиновником, неспособным организовать работу на вверенном ему объекте. В воздухе отчетливо запахло Госпланом, парткомом, выговором с занесением в учетную карточку и прочими прелестями исчезнувшей экономики. Но, с другой стороны, а как иначе должен разговаривать человек, у которого еще есть ресурсы, с человеком, который умудрился свои ресурсы потерять?
При этом человек, у которого есть ресурсы, начинает понемногу понимать, что и они заканчиваются. А это значит, что может настать день, когда вся Россия превратится в одно большое Пикалево. С перекрытыми дорогами, остановившимися машинами, бастующими людьми. И этим людям не нужны будут никакие Лимоновы, Каспаровы и прочая антисоветская нечисть. Они выйдут на улицы в поисках зарплат. Можно будет, конечно, объявить их заговорщиками, как это предложено в пикалевском случае. Но чем больше будет остановившихся заводов и выходящих на улицы людей, тем труднее будет обвинять их в заговоре.
Поездка в Пикалево блестяще продемонстрировала методы, которыми глава правительства собирается бороться с кризисом. Во-первых, он готов к ручному управлению погружающейся в социальную пропасть экономикой. И ответа на вопрос, что будет, если таких городов, как Пикалево, будут десятки, явно не ищет. Во-вторых, он хочет решать практически неразрешимые проблемы в привычном режиме телевизионного спектакля - как будто это не кризис, а очередное постановочное мероприятие по повышению рейтинга.
В-третьих, он искренне уверен не просто в преступном сговоре, а в том, что этот преступный сговор направлен против него лично, что отчаявшиеся люди перекрывают дорогу не потому, что у них денег, а потому, что они хотят сорвать - подумать только! - визит премьер-министра. Представить себе мир, в котором человек думает прежде всего о себе и своей семье, а уж потом о Владимире Владимировиче Путине, Владимир Владимирович Путин просто не в состоянии. Потому что такого мира нет и быть не может.
И в этом представлении о реальности кроется ответ на вопрос, как переживет Россия грядущие экономические потрясения. Даже при самых обнадеживающих нефтяных ценах и при самых квалифицированных специалистах представления власти о владельцах предприятий как о нерадивых чиновниках и о народе как о группе заговорщиков не позволят принимать адекватные решения. А красивая телекартинка с презрительно брошенной ручкой их не заменит.
Статьи по теме
Друзьям - бюджет, остальным - ОМОН
Кризис обозначает наиболее острые противоречия, существующие в стране. В данном случае - одно из главных, если не самое главное: имитационный характер государства и государственного управления. Подчеркиваю - не демократии, с которой и так все ясно. А управления в целом.
Эффективный экстремист
Митинг, состоявшийся вчера в Грозном, был совсем не похож на акции протеста во Владивостоке. В Чечне власть и народ были едины. На Дальнем Востоке народ выступал против начальства. В Грозном местная милиция опекала людей, вышедших на площадь с плакатами. Во Владивостоке пригнанный из Подмосковья ОМОН жестоко избивал автомобилистов и журналистов.
Гражданское повиновение
Эффективным способом мирной революции в России может стать гражданское повиновение - растущее количество поступков людей, облеченных какой-то степенью власти, ответственности, способности влиять на события. Поступков, движимых долгом, совестью и строгим соблюдением духа и буквы законов России и прежде всего ее Основного Закона.