статья Всем хорошо в мэры

Илья Мильштейн, 17.03.2009
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Заявив о своем желании баллотироваться в мэры Сочи, Борис Немцов подал пример самым разнообразным гражданам. Сперва о таком же намерении заявил Андрей Луговой - тот самый, который не подсыпал полоний Александру Литвиненко. Вслед за оклеветанным выдвинулся Александр Лебедев - известный банкир, совладелец "Новой газеты" и собственник британской Evening Standard.

Возникает естественный вопрос: почему Сочи?

Город весьма проблемный, чтобы не употреблять слова "бандитский". К тому же федерального значения и подчинения - еще задолго до того как В.В. Путин убедил членов МОК в том, что тамошние субтропики суть идеальное место для проведения зимних Олимпийских игр. То есть заведомо безнадежный для тех, кто не из "Единой России", будь ты хоть трижды из КГБ. Если на выборах не победит кремлевский назначенец (скорее всего им станет и.о. мэра единоросс Анатолий Пахомов), это будет означать, что в Москве поменялась власть.

Голосование назначено на 26 апреля. Рассчитывать, что за это время Путина отправят в отставку, а Медведев всей душой ощутит, насколько свобода милей несвободы, нереалистично. Тем не менее вот такой ряд претендентов: Немцов, Луговой, Лебедев плюс товарищ из местного горкома КПРФ, а к ним в придачу председатель общественного движения "Федерация армрестлинга", военный пенсионер, гендиректор авиакомпании... Список пополняется.

Проще всего понять оппозиционеров. Борис Ефимович родом из Сочи, в прошлом - вице-премьер в российском правительстве, даже преемник Ельцина, человек решительный, властный, надоевший сам себе в роли бездействующего отставника. Лебедев закалился в боях с Лужковым, после которых не страшен никакой Сочи. Проиграв на выборах или не пройдя регистрацию (причину нам обязательно разъяснит тов. Чуров), они громко напомнят о себе. Они получат трибуну, с которой смогут донести до всех своих слушателей весьма злободневную информацию. О городе Сочи, об Олимпиаде, о Кремле.

А поговорить есть о чем.

Дело в том, что задолго до начала олимпийских торжеств этот город стал неким символом нашей суверенной демократии, соединившей себе триумф начальственной воли и кромешный бардак. За год в Сочи сменилось четыре градоначальника, что свидетельствует о нешуточной борьбе за освоение олимпийских средств. Сама Олимпиада для сочинцев стала проклятием. За пять лет до торжественного открытия Игр они уже, наверное, не могут без мата вспоминать про Пьера де Кубертена.

Людей, которым не посчастливилось жить на территории будущих спортивных сражений, просто выбрасывают из их домов. Судорожная стройка олимпийских объектов грозит обернуться для приморского города экологической катастрофой. Коррупция, которая здесь процветала еще в благословенные брежневские времена, приняла какой-то космический размах. В общем, Сочи обогатил наши знания об этой власти новыми подробностями. Здесь проявилась ее удивительная способность превращать международный праздник в национальный позор.

Поэтому любое критическое слово о потемкинской олимпийской деревне должно вызывать громадное сочувствие в задавленном городе. Любое протестное выступление должно приниматься на ура. И когда Борис Немцов, пунктирно излагая предвыборную программу, обещает "защитить жителей от Олимпиады" и перенести часть соревнований в другие российские города, это выслушивается с благодарностью. На честных выборах в Сочи Немцов, несомненно, мог бы победить.

Труднее постичь, зачем баллотируется специалист по чайным церемониям. Этот народный герой оболган до такой степени, что в случае его победы сочинскую Олимпиаду может постигнуть судьба московской. Англичане уже заявили, что не поедут в город, управляемый Луговым, и легко догадаться, что к ним присоединятся другие ненавистники России - как в старой Европе, так и в новой, не говоря об Америке. То есть его триумф по своим последствиям можно будет приравнивать к вторжению советских войск в Афганистан. Так что в итоге даже непонятно, чем объяснить это выдвижение: то ли Жириновский поругался с Кремлем, то ли Кремль таким образом пытается напомнить Немцову о судьбе Литвиненко, которого Луговой не убивал.

В общем, протестующий житель Сочи наверняка проголосует за Немцова или Лебедева. Прагматичный выберет Лугового, чтобы уж гарантированно уберечься от наплыва олимпийских гостей. И все они вряд ли удивятся, узнав, что большинством голосов избрали Пахомова или кого там назначит Москва. Но главное же на выборах мэра не победа, а участие, и вряд ли ошибусь, если скажу, что явка в апреле будет очень высокой.

Илья Мильштейн, 17.03.2009


новость Новости по теме