статья Поднявший меч на свой союз

Юрий Богомолов, 23.12.2008
Юрий Богомолов. Фото с сайта rian.ru

Юрий Богомолов. Фото с сайта rian.ru

На Седьмом съезде кинематографистов случилось то, чего никто (включая автора этих строк), пожалуй, не ожидал: сообщество мастеров кино восстало из пепла. Оно обнаружило в себе, наконец, коллективное чувство собственного достоинства и выразило его. В результате Никита Михалков, бессменный на протяжении последних десяти лет председатель Союза кинематографистов, потерял руководящее кресло.

Впрочем, может быть, само кресло он как раз еще и не потерял. Может быть, ему удастся с помощью Минюста и при непосредственной поддержке Кремля снова возглавить Союз. Главное в другом: он окончательно потерял уважение в глазах большинства коллег. И, возможно, потерял лицо в глазах своих патронов наверху.

Идея Никиты Михалкова избрать на председательское место в Союзе своего человека, а именно артиста Михаила Пореченкова, обнаружила свою неосуществимость уже на дальних подступах к съезду. В ходе кампании по выборам делегатов стало очевидно, что на съезде бравому агенту национальной безопасности не получить поддержки большинства.

Собственно, всей команде Михалкова это стало ясно еще раньше. Состоявшееся год назад собрание московских кинематографистов продемонстрировало, что ядерный электорат председателя скукожился до небольшой группы приближенных аппаратчиков. Потому они и тянули время с проведением очередного съезда в ожидании удобного момента.

Им показалось, что он наступил как раз в эти дни. С одной стороны, костлявая рука кризиса взяла отечественную киноиндустрию за горло. С другой стороны, государство предложило ей дружескую руку поддержки.

Давно готовившаяся реорганизация структуры, ведающей финансированием киноотрасли, обрела черты некоего Совета по кино под председательством премьер-министра. Насколько можно догадаться, вся перемена сведется к повышению статуса прежнего киноведомства - раз во главе его станет Владимир Путин, правой рукой которого себя сознает господин Михалков. (Или наоборот: Путин - правая рука Михалкова.)

Оба фактора позволяли председателю Союза смотреть в будущее с оптимизмом, и потому он милостиво согласился провести съезд до конца года. Он был настолько уверен в себе и своем непоколебимом положении, что не обратил внимания на собрания столичных кинематографистов, где критика по его адресу крепчала. Его, похоже, не очень и смутило неизбрание делегатом на съезд. Видимо, уже тогда он взял курс на отмену съезда и замену его общим собранием всех членов Союза в следующем году.

Председатель ни разу не опустился до того, чтобы посетить хотя бы одно из предсъездовских собраний и поговорить со своим электоратом. Не удостоил он этой чести ни экстренное заседание секретариата Союза, ни чрезвычайный пленум правления, где и было принято большинством голосов (35 против 16) решение о проведении съезда в назначенные сроки.

До 18 декабря национальный лидер национального кинематографа стоял за кулисами вялотекущей киношной междоусобицы. А 18-го он переступил порог Дома кино. И, не войдя в зал, заявил журналистам под телекамеры, что съезда не будет, а будет профсоюзное собрание, на котором он готов обсудить наболевшие проблемы.

Собравшиеся оказали стойкое сопротивление. Через полтора часа делегаты взяли верх над своим начальником и подавляющим числом голосов постановили считать съезд съездом.

Командир Михалков и его немногочисленные сторонники не удалились с "нелегитимного" мероприятия - они "ушли в партизаны". Свои рабочие места за столом президиума они занимать не стали. Председатель отказался выступить с отчетным докладом. Его примеру последовал и оргсекретарь.

После чего были использованы все способы торпедирования съезда. Сначала в ход пошли мольбы и увещевания. Михалков умеет быть обворожительным как женщина. "Дорогие друзья, вы можете считать это собрание съездом. Вы можете даже избрать нового председателя. Но зачем вам это нужно. Вы же неизбежно уткнетесь в юридические перегородки. А давайте просто поговорим без обиняков на интересующие вас темы вне формата этого сомнительного мероприятия. А съезд соберем позже - легитимный, красивый, во Дворце съездов, с участием всех членов Союза". И т.д.

Делегаты не согласились.

Тогда в ход пошли угрозы: Минюст может поставить вопрос о ликвидации Союза в связи с отсутствием кворума в ходе предвыборных собраний.

Не поддались.

Тогда политические намеки: здесь на деньги Сороса проводятся круглые столы с целью развала России. Тогда попытка стравить регионалов с Питером и Москвой. Тогда прямые оскорбления - "пахнет трупом в Доме кино", "театр лилипутов", "клоунада", "ослы", "маленькие мышки"..

Тогда нежный, вкрадчивый моральный шантаж: "Я назвал бы это абсурдом с трагическим, безжалостным уклоном. Я действительно расстроен тем, что здесь происходит. Если избрание (Марлена Хуциева на пост председателя СК. - Ю.Б.) будет признано легитимным, я от всего сердца поздравлю Марлена Мартыновича. Его называют совестью нашего кино, но, к сожалению, боюсь, что его совести на всех не хватит. Это очень жестоко по отношению к такому талантливому и совестливому человеку, как Хуциев. Они (оппоненты Михалкова. - Ю.Б.) ослеплены желанием мести (ему, Михалкову. - Ю.Б.), не понимая, что бросают под жернова очень достойную личность".

Это уже было похоже на гражданскую панихиду по живому человеку.

Стало понятно, что господин Михалков так ничего и не понял.

Он не понял, как он достал своих коллег амбициозностью, пустословием и цинизмом. Вот динамика уровня доверия к нему: V Съезд - 90%, VI - 60%, VII - 30%.

Иронизируя над тем, что делегаты, отвергая его - красавца-мужчину в расцвете лет, атлета, пышущего здоровьем, энергией, богатого связями, - готовы положиться на совесть невысокого, нехаризматичного, сильно пожилого Марлена Хуциева, заметил, что одной совести на всех не хватит.

Одной, может, и не хватит. Но, как выяснилось в ходе голосования, она пробудилась еще как минимум у 349 членов СК РФ. Речь только о тех, кто присутствовал на съезде. А на самом деле поддержка гораздо шире. Свой выбор сделало и новое поколение кинематографистов. Они пришли на съезд гостями. А на следующий день на первом пленуме избранного правления было принято в Союз сразу 60 человек.

Совесть, оказывается, все еще что-то значит, по крайней мере в общественной жизни. Она - ее фактор.

***

Вчера состоялась первая пресс-конференция нового председателя Союза Марлена Хуциева. Конференц-зал в Доме кино был набит журналистами. Демонстративно отсутствовали главные телеканалы. Зато было представлено настоящее и ближайшее будущее нашего кинематографа - группа только что принятых режиссеров: Алексей Герман-младший, Валерия Гай-Германика, Андрей Прошкин, Елена Яцуро.

Отозвался по телефону из Питера словами поддержки и Герман-старший. Это было знаменательно, поскольку десять лет назад, после триумфа Михалкова, он демонстративно покинул Союз.

Вообще, возможно, более всего знаменательно во всей этой борьбе то, что отцы и дети оказались по одну сторону баррикад.

Что же касается дальнейших действий самого господина Михалкова, то у него одна надежда - на связи в Минюсте и выше. Цинизм этого господина приобретает все более гротескные формы. У него год как просрочены полномочия по его же вине. Он давно незаконный председатель, но ставит под сомнение законность делегатов. Вот уж поистине - вор кричит "держите вора!".

Юрий Богомолов, 23.12.2008


новость Новости по теме