статья Духовный отец и преемный сын

Андрей Пионтковский, 20.06.2008
Андрей Пионтковский

Андрей Пионтковский

Уйти нельзя остаться. Так почему же Он все-таки решил уйти, а не остаться на третий срок? Во многих аудиториях, особенно западных, часто задают такой вопрос. Да потому, что он пока ничего еще окончательно не решил. Преимущество назначения преемником Дмитрия Медведева как раз в том, что оно, являясь квантовой суперпозицией обеих стратегий, сохраняет возможность выбора и того и другого сценария и в то же время в известной степени их моделирует, позволяя сделать этот выбор более осознанно, обладая дополнительной информацией.

Назначение Виктора Зубкова означало бы форсирование третьего, а следовательно, пожизненного срока через лазейку "не подряд", а сегодняшний стремительный "слив" Сергея Иванова - это опрокинутая траектория его несостоявшегося авантюрного взлета. С опцией же "Медведев" можно некоторое время поиграть в реальном масштабе времени, оттягивая момент тяжелого решения и взвешивая дальнейшие ходы. Во всяком случае, так ему видимо представляется.

Первые же недели эксперимента принесли уже не умозрительные, а вполне конкретные результаты.

Прежде всего двуглавая модель еще раз предельно наглядно подтвердила, что наше политическое пространство на 99% телевизионное.

Не винтовка и не АКМ, а телевизор рождает власть в современной России. Потому так трепетно с первых часов нового президентства аналитики бросились хронометрировать телевизионный дефиляж наших Дольче и Габбаны.

Казалось бы, зачем Духовному Отцу Нации обязательно мелькать на экране? Разве без этого перестанут глаголом жечь сердца людей известные каждому мыслящему россиянину Мюнхенская проповедь или Собрание сортирных афоризмов, на днях, кстати, пополненное новым шедевром?!

Но вот прилетели из Канады в Шереметьево чемпионы-хоккеисты - и без всякой задней мысли наши телевизионные властители дум немедленно направили их в медведевский кабинет. Не было в этом никакого антипутинского заговора, обыкновенная технологическая текучка. Но за пару недель набралось столько такой текучки, что и в начальственных, и в рядовых головах начало возникать легкое шизофреническое недоумение, грозящее сшибкой у миллионов павловских собачек.

Духовный Отец Нации (ДОН) счел необходимым резко переломить тревожную тенденцию. Последовал визит в Париж по президентскому протоколу с многочасовым интервью, многократно прокрученным по российскому телевидению. ДОН в очередной раз продемонстрировал свои незаурядные качества полемиста и гуманиста (дорогого стоит замечательный пассаж о серийных убийствах, совершенных бандой, к которой был причастен известный мафиозо Михаил Ходорковский, лишенный права въезда в США). Но обращало на себя внимание другое - отчаянное упорство, с которым Духовный Отец цеплялся в прямом эфире за вполне земные атрибуты высшей власти - и про членство в богом забытом СФ РФ вспомнил, и про партию, членом которой он так и не стал, и обороты "Николя мне сказал" и "на днях мы с Джорджем" старательно непринужденно вкраплял по тексту. В порыве подросткового самоутверждения он даже, потеряв обычную осторожность, впервые взял на себя личную политическую ответственность за штурм театра на Дубровке и школы в Беслане.

А как демонстративно и раздраженно он "опустил" на заседании правительства неосторожно выбившегося из общего ряда г-на Ш.!

Словом, урок второй медведевского эксперимента: ДОН - это не физическое лицо, а классическая диссипативная структура, устойчивое поддержание которой требует непрерывной внешней энергетической телевизионной подпитки. В отсутствие таковой она просто рассыпается. Ее сегодняшний носитель к такому исходу явно не стремится. И не только из соображений личной безопасности.

В сложившейся в России авторитарно-клептократической, принципиально внеидеологической системе власти ДОН - важнейший структурообразующий элемент. ДОН в силу своего сакрального статуса в глазах отечественных телепузиков не подлежит критике, а следовательно, крышует от оной и от любых публичных расследований всю властную пирамиду министров-капиталистов, начиная с непосредственно под ним возлежащей ее предпоследней ступени "Друзья ДОНа".

Дело не в том, что никто не осмеливается эадавать вопросы о механизмах, например, невероятного обогащения гг. Абрамовича или Тимченко. В официальном информационном пространстве для формулирования таких вопросов просто нет языковых средств.

Не менее важна и другая стабилизирующая функция ДОНа - канализация гроздьев социального гнева встающих с колен телепузиков "коренной" или "государствообразующей" национальности в направлении "преступных групп, создаваемых зачастую на этнической основе" и "подползающих к нашем священным рубежам дядей в пробковых шлемах". Блестяще освоенная действующим ДОНом психотехника играющих желвачков позволяет ему выполнять эту задачу не только эффективно, но и заражающе артистично.

Отказаться от института ДОНа правящий режим не может в принципе. Без него он просто пойдет вразнос. Поэтому вопрос о его возможной эволюции следует ставить не в метафизических терминах медведевской "оттепели" или "перестройки", а конкретно технологически - возможна ли гладкая передача магических атрибутов ДОНа от физического лица П. к физическому лицу М.

Кратковременный опыт их параллельного пребывания в сакральном симулякре власти свидетельствует: да возможно, но не при живом П. Действительно, произнести классическую формулу "Медведев (Волков, Зайцев, Мышкин) - это Путин сегодня" и наделить М. всеми телепсихотехниками вплоть до хорошо поставленных желвачков - это дело нехитрое, но при одном условии: когда П., утопая в цветах, лежит в мавзолее.

Если же П. по собственному желанию или в результате дворцовых интриг отправляется в монастырь, на виллу Берлускони или, как рядовой премьер, вместе с незадачливым оратором Ш. месить сапогами навоз на молочно-товарной ферме, поднимая производство и вставляя (зубы) дояркам, то неизбежно происходит страшная для всей системы вещь.

Немедленно теряет свою сакральность в глазах телепузиков не только конкретный физический носитель ДОН-института, но и сам институт. Нечего будет передавать господину М. Если на ваших глазах только что был демистифицирован такой привычный и такой грозный ДОН П., то почему то же самое не может в любой момент случиться с гораздо менее брутальным ДОНом М.?

Это третий урок, который за прошедшие полтора месяца был усвоен и основными игроками и корпорацией в целом. Дмитрий Медведев не сможет стать Духовным Отцом Нации не в силу своих достоинств или недостатков, а по вполне объективным причинам. Нельзя будет передать ему этот хрупкий институт, не разрушив его при этом. В тоже время поддержание пока еще дееспособной ДОН-структуры на другом носителе в отрыве от президентского кресла требует огромных энергетических затрат и не исключает возникновения нарастающих сшибок по всей системе.

Теперь уже не только перед носителем высшей власти, а перед всей корпорацией стоит судьбоносный выбор. Либо отказываться от медведевского аппендикса к путинской ДОН-структуре, возвращая ей и президентский пост. Либо через несколько месяцев, максимум через год Духовный Отец Нации неизбежно превратится в Тень Духовного Отца Нации. Четыре года враскоряку им не просидеть. Но без ДОНа это будет уже несколько другой тип режима.

Как честный и ответственный функционер, наш усталый раб понимает, что уйти нельзя и надо возвращаться на те же самые галеры. Но он все еще оттягивает свой выбор. Он же знает, что это навсегда, а в конце пути все равно все тот же мавзолей. Как у мычащего Ленина в Горках или у лежащего в собственной моче Сталина в Кунцеве. Гамлетовские сомнения приближают ту точку невозврата, когда это будет уже не его выбор.

Андрей Пионтковский, 20.06.2008