статья Огнеопасный фейерверк

Илья Мильштейн, 18.02.2008
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

В Приштине народные гуляния и фейерверки, но это странный праздник. Наблюдая его, меньше всего думаешь про Косово, про сербов и албанцев. Напротив, неустанно размышляешь о нашей Родине - СССР. То есть где рванет - в Абхазии, в Карабахе, в Приднестровье? Или обойдется?

По сути ведь, если сравнивать сбывшиеся мечты косоваров и несбывшиеся пока надежды южных осетин, то разницы никакой. Имею в виду международное право. Если нельзя, то никому нельзя. А если можно, то всем, кто желает независимости, живет на компактной собственной территории и победил врага.

Конечно, имеются и нюансы.

Финн Марти Ахтисаари, автор знаменитого плана, по которому отныне суждено укрепляться косовской государственности, однажды проговорился. Сербы, сказал он, своими преступлениями заслужили то, что происходит теперь. Фраза вызвала краткий международный скандал, но в общем была честной. Так думают многие в Америке и в Европе. Иногда переворачивая эту формулу: албанцы, которых сербские каратели уничтожали целыми деревнями, выстрадали свою независимость.

Ибо правозащитная идеология в Европе сохраняет силу и убедительность. Как и искреннее сочувствие ко всем слабым, кто стал жертвой сильных и жестоких. При этом в детали вдаваться не обязательно, а если все же заводить разговор о преступлениях, совершенных против сербов, то ответ известен. В Гааге судят не только подручных Милошевича, но и отдельных косоваров. Правда, нынешнего триумфатора Хашима Тачи, главу косовского правительства и бывшего командира албанских боевиков, там судить не будут, но это опять-таки детали. А в целом картина такова: мир спас косовских албанцев от геноцида и несет ответственность за их будущую судьбу.

Но дело не только в этом. Куда чаще чем об историческом возмездии, постигшем сербов, говорится об экономике. О том, что международные организации устали подменять собой государство. Девять лет спустя после усмирения Милошевича это стало особенно ясно.

Надо заниматься политической реформой. Проводить приватизацию. В общем, обустраивать территорию по примеру других европейских стран. Кто этим может заняться? Власти в Белграде? Исключено. Власти в Вашингтоне и Брюсселе? Они умеют проводить "гуманитарные бомбежки", выставлять полицейские войска, мониторить выборы, но и только. Государство строят его граждане. Значит, в Косово должно возникнуть государство.

Вот оно и возникнет.

Получается, беда абхазов или армян в Карабахе заключается в том, что Америка не спасала их от этнических чисток. Они сами себя спасли. Иногда при помощи России. Но тут сюжет завязывается в такой клубок, что голова кругом.

Речь о репутации нашей страны. Если уж договаривать до конца, то преступления, совершенные Милошевичем в Косово, вполне сопоставимы с теми масштабными убийствами, которыми запомнилась ельцинская и путинская Россия в Чечне. Те же этнические чистки. Разница лишь в том, что в Косово речь идет о 10-15 000 погибших, а в Чечне - о многих десятках, если не сотнях тысяч.

Однако сербы были бессильны против мирового сообщества. Короткая война НАТО против Белграда была тем самым "ломом", против которого у товарища Слобо не нашлось приема. У России аргументов в избытке, но достаточно упомянуть один: ядерное оружие. Поэтому Милошевич, о котором сегодня мало кто в Сербии вспоминает без раздражения, кончил дни в гаагской тюрьме. Поэтому Путин, в качестве всенародно признанного национального лидера, успешно решает ныне в Москве проблему преемника и своего грядущего трудоустройства.

Получается, сербы виноваты еще и в том, что их поддерживает такая Россия?

История - дама насмешливая, порой в ее шутках сквозит черный юмор, отражаясь, например, в речах российских политиков, которые в эти дни со всей силой обрушились на "двойные стандарты" Запада. Не потому двойные, что прощали нам то, что не простили сербам, а по иной причине. В связи с тем, что попраны международные законы. И вот уже нравственно ранимый российский президент заранее клеймит Европу на своей пресс-конференции. А Сергей Лавров, встретившись с президентами Абхазии и Южной Осетии, заявляет, что "провозглашение независимости Косово поставит Россию перед необходимостью корректировки линии в отношении" этих двух непризнанных республик. И ком летит с горы: в Сухуми и Цхинвали уже пишут письмо в ООН, намереваясь провозгласить независимость.

Что ж, формально они правы - и Лавров, и Путин, и Кокойты, и Багапш. Мнение сербов не учтено. Вето, внесенное постоянными членами Совета Безопасности ООН, оставлено без внимания. В итоге создан прецедент - вечный соблазн для всех непризнанных и самопровозглашенных. И только будущее покажет, перевесят ли плюсы волевой дипломатии Америки и ЕС очевидные опасности, связанные с появлением на карте государства под названием Косово. Столь неразрывно, оказывается, связанном с бывшим СССР, что только о нем и думаешь сегодня. Да и у мира нет забот сильнее наших постсоветских.

Если бы не они, гром фейерверков в Приштине никого бы не испугал.

Илья Мильштейн, 18.02.2008


новость Новости по теме