Бросок Приштины
Провозглашение независимости Косово подавалось ведущими телевизионными каналами мира как главная новость последних месяцев - из Приштины велась прямая трансляция, в студии были приглашены самые известные специалисты по Балканам. И несмотря на то, что Белград заявил о неприменении силы, а в Приштине говорят о полном соответствии схем построения нового государства плану экс-президента Финляндии Марти Ахтисаари, все же уверенности в благополучном исходе косовской истории нет ни у кого. И трудно сказать пока что, станет ли косовская независимость прецедентом, меняющим всю систему международного права, или же она так и останется эпизодом, демонстрирующим, при каких условиях государство может лишиться части собственной территории.
Для мировых держав - включая и Россию - важно, чтобы Косово прецедентом не стало. Да, впервые за последние десятилетия провозглашена независимость провинции, являющейся частью неделимого государства. Хотя, если быть честными до конца, нужно сказать, что коммунистическая система разделения территорий на первосортные, второсортные, третьесортные - тоже от лукавого. Никогда нельзя было понять, почему одна республика становилась союзной и имела условное право на отделение, а другая - автономной и никаких прав не имела. Со статусами играли как хотели. К автономной Молдавской АССР присоединили часть румынской провинции Молдова, отделили ее от Украинской ССР и сделали союзной республикой. В результате на политической карте мира есть Республика Молдова. И нет самопровозглашенного Приднестровья - между прочим, бывшей Молдавской АССР.
Если бы в 1957 году Карело-Финская ССР простым указом Президиума Верховного Совета СССР не была преобразована в автономию - что, сейчас было бы еще одно независимое государство? А вот вполне независимую Тувинскую Народную Республику в 1944 году включили в РСФСР в качестве автономной области. И ничего - все срослось, потом еще и в республику преобразовали. Хотя с точки зрения современного международного права все это смотрится просто дико.
С Косово тоже "игрались" - вначале сделали автономной областью в составе Сербии, потом подняли статус до автономного края, потом предоставили автономным краям статус, практически равный статусу югославских республик, потом косовскую автономию вообще отменили... Так что когда руководители Сербии ссылаются на конституцию собственной страны, они несколько лукавят - в Белграде достаточно вольно обращались с этой самой конституцией.
Но главное все же не это. И даже не многолетняя борьба Белграда с косовскими албанцами, достигшая кульминации в период правления Слободана Милошевича и выразившаяся в создании по сути страны в подполье - албанское население ушло и из системы образования, и из системы медицинского обслуживания, словом, отовсюду, откуда можно было уйти. Главное - изгнание практически всего албанского населения края Югославской народной армией. В лагерях беженцев на территории Македонии тогда оказалось все албанское население края. И если бы не трагические натовские бомбежки, о которых с таким возмущением любят вспоминать в Москве и Белграде, мы бы стали свидетелями еще одной удачной этнической чистки, к которой многие годы - открыто - призывали многие сербские интеллектуалы и политики и которая сравнима разве что...
Впрочем, не буду ничего ни с чем сравнивать - мои личные симпатии к сербскому народу слишком велики, чтобы какой-то Милошевич заставил меня его оскорбить. Просто когда премьер Сербии Воислав Коштуница совершенно резонно говорит о правах своих сограждан-сербов, в одночасье оказавшихся в другой стране на непонятном положении, интересно все же понять: где была Сербия, когда ее солдаты выгоняли из домов два миллиона(!) ее граждан. Детей, женщин, стариков. Всех, в чьих жилах текла албанская кровь. Или это были неграждане? Или граждане другого сорта?
Независимость Косово можно обосновать только этим преступлением. И тогда вопрос прецедента не возникнет, тогда каждый случай самопровозглашенной независимости будет урегулироваться индивидуально. Но если искушение открыть ящик Пандоры все же возникнет, если захочется пощекотать грузинские нервы Абхазией, молдавские - Приднестровьем, азербайджанские - Карабахом, а там можно вспомнить и о Крыме, например, то горе открывающему!
Потому что автономии есть не только в Грузии, Украине или Испании. Они есть еще и в России. И много. И вряд ли кто-то верит до конца в умиротворение Кавказа - и не только в исторической перспективе, но и в современной политической.
Поэтому воспринимать независимость Косово как прецедент, который должен привести к цепочке новых независимостей, может только тот, кто хочет, чтобы России не было.