статья Наследственность и изменчивость

Борис Соколов, 20.12.2007
 	 Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

В преддверии отмечаемого 20 декабря Дня работников органов госбезопасности были подведены итоги устроенного ФСБ конкурса произведений литературы и искусства, которые призваны способствовать формированию положительного образа чекиста. Среди лауреатов оказался бывший советский диссидент Рой Медведев, удостоенный первой премии за биографию главы КГБ Юрия Андропова. Это символ того тупика, к которому пришла та часть инакомыслящих, которая в свое время выступала за "КПСС с человеческим лицом". Путь другой части диссидентства хорошо иллюстрирует пример Владимира Буковского, вернувшегося на родину, чтобы бороться против режима Путина. Слишком уж нынешняя Россия напоминает ту, брежневскую, из которой его после психушек и тюрем насильно выслали на Запад "в обмен" на Луиса Корвалана. А сейчас даже психушки возвращаются.

Но если в демократическом движении на протяжении последних двух десятилетий произошли драматические перемены и в прежнем виде оно уже давно перестало существовать, то его главный противник в сущности изменился очень мало. На церемонии вручения премий тот же директор ФСБ Николай Патрушев заявил: "Наши сотрудники - это часть общества, и для нас важно отношение россиян к нашей работе - это показатель уровня доверия общества к органам безопасности. В 2007 году увеличилось количество и качество произведений на эту тему. Мы рассчитываем на дальнейшее сотрудничество с деятелями культуры, которые формируют положительный образ работников ФСБ".

Что ж, взаимодействовать с деятелями культуры органам не впервой. При Брежневе и Андропове этим плотно занимались квалифицированные специалисты, например, генерал-лейтенант Виктор Ильин, занимавший по совместительству руководящий пост в Московском отделении Союза писателй.

Впрочем, еще несколько лет назад г-н Патрушев говорил: "ФСБ России - это не "КГБ сегодня". Это новая отечественная спецслужба, соответствующая новой демократической форме российской государственности. В основе ее деятельности - защита закона, внепартийность, служение общенациональным интересам. Лучшие профессиональные традиции отечественных органов безопасности, история которых насчитывает не одно столетие, осмысленный опыт прошлого, трагического и героического, золотой фонд ФСБ".

Может быть, в этих словах можно найти объяснение тому, что в этом году, несмотря на круглую дату - 90 лет с момента основания ВЧК, - профессиональный праздник наследников Дзержинского отмечается без особого шума. Хотя друг друга сотрудники ФСБ, а также ряда других спецслужб, вроде Госнаркоконтроля или Службы внешней разведки, называют чекистами, их руководители очень хотели бы уйти от ассоциации с террором советской эпохи. Тем более что намеченный на днях преемник Путина вроде бы напрямую с дорогими органами не связан. Может быть, нынешним спецслужбистам предпочтительнее вести свою родословную от пыточного Приказа тайных дел, Третьего отделения и Отдельного корпуса жандармов. Благо главный враг у них тот же, что у царской охранки: настоящие или потенциальные революционеры, которыми считают практически всех, кто находится в активной оппозиции существующему режиму.

На вчерашней встрече с главными редакторами отечественных СМИ Николай Платонович снова напомнил, что "безопасность отечества была и до 20 декабря 1917 года", и даже изумил собравшихся таким вот историческим открытием: "Софья Палеолог, будучи племянницей последнего византийского императора, очень серьезно занималась вопросами безопасности - практически тогда она занималась объединением земель русских". Видно, начальнику Лубянки ведомы неизвестные историкам документы, доказывающие, что супруга великого князя Ивана III, вроде бы никакой роли в управлении Московским государством не игравшая, ухитрилась стать основоположницей российских органов безопасности.

И все же кое-какие юбилейные мероприятия проходят. Одно из них - проходящая в Центральном государственном музее Великой Отечественной войны выставка, посвященная 90-летию со дня создания ВЧК, а также 130-летию со дня рождения Дзержинского. На ее открытии директор музея Алексей Заборовский решительно заявил, что "органы ВЧК всегда демонстрировали нравственную чистоту". Очевидно, и красный террор времен гражданской войны, и кровавую чистку 1937-1938 годов чекисты осуществляли исключительно чистыми руками и с горячим сердцем. Комментарии же к экспонатам порой просто анекдотические. Например, кокарды и пряжки от ремня с изображением украинского герба - трезубца - сопровождает надпись: "Знаки отличия буржуазных националистов, изготовленные зарубежными центрами". Выходит, мифические "зарубежные центры" оружие бойцам Украинской повстанческой армии поставлять жалели (те воевали лишь трофейным советским и немецким оружием), зато на бляхи и кокарды не скупились.

О чекистском терроре (жертвами которого стали и многие из самих чекистов) на выставке нет ни слова. Зато в качестве положительных примеров деятельности подчиненных Патрушева фигурируют "Норд-Ост" и Беслан - операции, которыми бы спецслужбы цивилизованных стран гордиться бы не стали.

А еще в преддверии годовщины генерал армии Патрушев отчитался о том, что в уходящем году ФСБ пресекла деятельность 22 кадровых сотрудников и 71 агента иностранных спецслужб. Правда, в число разоблаченных агентов вошел и бывший майор налоговой полиции Вячеслав Жарко, поведавший жуткую историю, как в Лондоне Березовский и Литвиненко вербовали его от имени британской МИ-6. Тут вышла неувязочка, поскольку МИ-6, внешняя разведка, не имеет права действовать на британской территории. А открыто признаваться в настоящих своих подвигах, таких как убийство Литвиненко, ФСБ пока еще не рискует.

Двойственность в отношении к наследию советских спецслужб у нынешней власти проявляется во всем. Президент Путин посещает Бутовский полигон и прочувствованно вспоминает о жертвах сталинских репрессий, показывая, что по крайней мере от этой части прошлого власть хотела бы отмежеваться. Но ведь практически все высшие руководители ФСБ и других спецслужб делали свою карьеру в советское время, поэтому они хотят видеть сусальный облик ВЧК-НКВД-КГБ, никак не омрачающий светлых ностальгических чувств, и мечтают о "положительном образе чекиста". А ФСБ сейчас нужна власти именно в советском варианте - как мощная спецслужба, способная беспощадно подавлять любое инакомыслие и эффективно преследовать политических противников режима как в России так и за ее пределами. Поэтому объективного взгляда на деятельность советских карательных органов со стороны российских официальных структур мы дождемся еще нескоро.

Борис Соколов, 20.12.2007


новость Новости по теме