статья Биг Бенц

Владимир Абаринов, 16.04.2007
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

В 1862 году в лондонском доме издателя "Колокола" Александра Герцена появилась молодая русская девушка. Она была сильно взволнована. Герцен был шапочно знаком с ней и с участием спросил, что случилось. Девушка сбивчиво заговорила: она только что из России... его, Герцена, друзья и единомышленники, поручили ей спросить...

- Неужели вы - вы, которого мы любили так горячо, вы?..

- Да в чем же дело?

- Скажите, бога ради, да или нет, - вы участвовали в петербургском пожаре?

Герцен был изумлен сверх всякой меры. Каким образом он, политический эмигрант, за которым неутомимо следит заграничная агентура Третьего отделения, мог устроить петербургские пожары, в которых молва обвиняла революционеров-нигилистов? Да и с какой целью?

Герцен попросил гостью прежде всего успокоиться. "Ну, полноте, - сказал я ей, улыбаясь, - играть роль Шарлотты Корде, у вас нет кинжала, и я сижу не в ванне". В ответ на дальнейшие расспросы девушка вынула последний номер "Колокола" и прочла вслух:

"Что за огненная чаша страданий идет мимо нас? Огонь ли это безумного разрушения, кара ли, очищающая пламенем? Что довело людей до этого средства и что эти люди? Какие тяжелые минуты для отсутствующего, когда, обращаясь туда, где вся любовь его, все, чем живет человек, он видит одно немое зарево".

Этот текст, действительно написанный Герценом, и стал основанием для подозрений. Спустя 40 лет молодой вождь русских марксистов уже вполне сознательно назвал свою газету "Искрой", из которой "возгорится пламя".

Очередная попытка правительства России вменить Борису Березовскому "насильственный захват власти" (статья 278 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет) сродни обвинениям по адресу Герцена. Это уже второй случай: а марте прошлого года Генпрокуратура РФ впервые направила в Лондон представление об экстрадиции Березовского на основании обвинений не в экономических преступлениях (в них он обвинялся ранее), а в планах антиконституционного захвата власти. Состав преступления прокуратура усмотрела в интервью бывшего олигарха "Эху Москвы" от 24 января, в котором он рассуждал о "силовом перехвате власти".

Тогдашний британский министр иностранных дел Джек Стро заявил по этому поводу: "Выступления за насильственное свержение власти в суверенном государстве неприемлемы, и мы их категорически осуждаем". Предупредив Березовского, а заодно и всех других беженцев о необходимости соблюдать "законы и установления" страны пребывания, министр заверил, что "правительство Великобритании примет меры в отношении тех лиц, кто использует Соединенное Королевство как базу для подстрекательства к насилию или терроризму в других странах".

Это максимум на что можно было рассчитывать в правовом государстве. Правительство, предоставившее убежище, может осуждать высказывания беженцев, но юридические последствия наступают лишь в том случае, если эти высказывания нарушают британские законы, и Джек Стро провел ясную границу между одним и другим.

Неизвестно, что сталось с предыдущим обвинением, потом что теперь, как сообщается, генпрокурор РФ Юрий Чайка поручил подчиненным возбудить против Березовского новое дело по той же статье, на сей раз в связи с его интервью лондонской Guardian. Видимо, в Москве полагают, что сентенции, опубликованные в английской прессе, окажутся для английского суда более убедительным свидетельством преступных планов беженца.

Судя по делу Бориса Стомахина, российские прокуроры и впрямь не видят разницы между словами и делами. Но если журналисту Стомахину вменялась статья 280 УК РФ - "публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации", то к Березовскому решили применить 278-ю. С тем же, разумеется, успехом. Но, как говорил недавно в связи с проблемой Березовского заместитель Чайки Александр Звягинцев, "вода камень точит". Такова рационализация явно иррационального шага. Призрачная, но надежда.

"Причиной для возбуждения уголовного дела, - гласит сообщение Генпрокуратуры, - стали высказывания Березовского, опубликованные британской газетой "Гардиан", в которых содержится открытый призыв к свержению конституционного строя Российской Федерации". Дело расследует ФСБ. Генпрокуратура направляет "в компетентные органы Соединенного Королевства... обращение о повторном рассмотрении вопроса лишения Березовского статуса беженца", а также "намерена поставить вопрос о допросе Березовского по вновь возбужденному уголовному делу". "Что касается квалификации действий Березовского, то призыв к насильственному свержению государственного строя во всех цивилизованных странах является уголовно-наказуемым деянием", - сказано в сообщении напоследок.

Действительно ли Кремль обуяла неодолимая паранойя, как утверждают некоторые комментаторы, издалека судить трудно. Власть на Руси спокон веку боялась внешних недоброжелателей и в любых внутренних неурядицах видела козни иноземных врагов, а потому постоянно совершала преступление, предусмотренное той же 278-й: "...или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации".

В комментарии к этой статье УК говорится, что насильственный захват власти - это "завладение ею насильственным (предположительно вооруженным) путем лицами, группировками, организацией, которым власть не принадлежала". А насильственное удержание власти - это "насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону (Конституции)". В свою очередь, "субъектом насильственного удержания власти является бывший носитель государственной власти, по Конституции обязанный передать ее другим лицам (лицу)". Срок - те же 20 лет. Полезное напоминание, особенно в свете недавних событий в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде!

Собирается ли Борис Березовский завладеть властью в России насильственным путем? Этот вывод может возникнуть из заголовка статьи в Guardian ("Я замышляю революцию в России") и из ее зачина ("Лондонский изгнанник Березовский говорит, что для свержения Путина необходима сила"), которые писал не Березовский. Вспомним, что из-за заголовка, представлявшего собой, как и в случае Березовского, усеченную цитату, Елена Батурина недавно имела успешную тяжбу с Forbes. Заголовки даются редакциями, а не интервьюируемыми лицами. Дабы избежать недоразумений, Guardian разместила на своем сайте два фрагмента аудиозаписи интервью. (К своей второй статье на ту же тему газета, дабы облегчить задачу следователям ФСБ, прикрепила полную запись продолжительностью в 42 минуты.)

Именно из одного из этих фрагментов (первого) явствует, что Березовский отнюдь не считает свои действия неконституционными.

"Мы должны, - говорит он по-английски, - применить силу для смены этого режима. Прежде всего потому, что это антиконституционный режим, а я призываю применить силу для того, чтобы восстановить режим конституционный. Я за Конституцию, а Путин - против Конституции. Я понимаю, что он создал авторитарный режим, который нет возможности сменить посредством выборов. Единственный путь - применить силу".

Из этого отрывка в газетный текст вошла лишь первая фраза.

Уже в день публикации интервью на острую тему высказался министр иностранных дел России Сергей Лавров. Оговорившись, что вопрос надо задавать не ему, а британским правохранительным органам, он напомнил, что Москва не первый день добивается экстрадиции смутьяна: "Давно имеется просьба о необходимости прекращении ситуации, когда Б.Березовский пользуется статусом политического "беженца", грубо злоупотребляя им и совершая действия, которые по британскому законодательству предполагают его выдачу... Думаю, что в Лондоне много грамотных юристов, которые разбираются, что призывы к насильственному свержению конституционного строя в зарубежной стране являются достаточным основанием, чтобы предпринять соответствующие правовые меры".

Как и Генеральная прокуратура, министр путает призывы с действиями по насильственному захвату власти. В статье 278 УК РФ о призывах ничего не говорится.

В Британии на ситуацию смотрят не столь однозначно. Лондонская полиция в настоящее время изучает текст интервью с целью определить, имеется ли в нем состав преступления или правонарушения. Об этом имеется официальное заявление Скотленд-Ярда для прессы.

Министр иностранных дел Великобритании Маргарет Бекетт тоже отмалчиваться не стала. Она заявила посредством пресс-релиза, что знакома с содержанием интервью и что она "сожалеет о подобных настроениях" Березовского. Далее она напомнила всем, кто живет, работает или просто бывает на Британских островах, о необходимости "независимо от их юридического статуса блюсти наши законы и правила". По ее словам, окончательное суждение относительно интервью вынесет Министерство внутренних дел после всестороннего изучения текста.

По мнению все той же Guardian, британское правительство "разумеется, предпочло бы тихо избавиться от г-на Березовского, однако оно знает, что немыслимо рассчитывать на то, что британский суд сочтет, что в Москве ему будет обеспечено справедливое судебное разбирательство".

Это и есть суть судебных решений по делу об экстрадиции Березовского, а не пресловутая "русофобия" английских судей или политические мотивы британского правительства. Как раз из политических соображений его давным-давно выдали бы. Но британское правосудие сомневается, что в России его будут судить судьи, которые, как выразился однажды Чарльз Диккенс, "обучены ежедневно пожимать руку Здравому смыслу и Справедливости".

Владимир Абаринов, 16.04.2007


новость Новости по теме