статья Зубы в агитпропе

Андрей Колесников, 25.06.2006
Андрей Колесников. Фото с сайта rg.ru

Андрей Колесников. Фото с сайта rg.ru

В 1969 году тираж журнала "Агитатор" достиг 1 миллиона экземпляров. В 1975 году - полутора миллионов. Перекрывал этот показатель чуть более суховатый журнал "Политическое самообразование", на излете советского режима переименованный почему-то в "Политическое образование". Заявленный тираж членов "Единой России" - 1 миллион человек (у коммунистов уже в два раза меньше). Если каждому члену партии вручить по одному экземпляру журнала "Агитатор" с рисованным изображением чукотской доярки оленей, это ж какой пропагандистский эффект будет!

Эти невольные воспоминания о советской печати спровоцировало запойное чтение брошюры "Агитатор "Единой России", вышедшей в серии "Партийность" в издательстве "Европа", славящемся, в точном несоответствии названию, публикациями классиков "суверенной демократии" и прочего прогрессивного изоляционизма.

Кстати, в брошюре изоляционисты, опять-таки вопреки логике всего написанного на 140 страницах, названы оппонентами "Единой России". Казалось бы, тут явное противоречие. В "Агитаторе" ведь черным по белому написано: "Патриотически ориентированный правящий класс невозможно сформировать в Лондоне" (но, замечу, можно по соседству - в Оксфорде и Кембридже, откуда вышла вся сегодняшняя менеджерская элита Китая, дающего по 9 процентов роста экономики каждый год).

Или вот еще: олигархи жаждут реванша, с тем чтобы обогащаться "за счет продажи интересов Родины, продажи национального достояния"; цель "оффшорной аристократии" - "как можно подороже (клянусь, так в тексте! - А.К.) продать свои активы иностранцам, а на вырученные деньги влачить безбедное, скучное и позорное (sic! - А.К.) существование вне России, которую они фактически предают подобными поступками".

Как кричала в пятой поточной аудитории первого гуманитарного корпуса МГУ наша преподавательница истории КПСС: "Nota bene на полях конспектов!"

Но и это еще не все. "Они лоббировали... невыгодные России решения, которые, напротив, выгодны их иностранным контрагентам. Таким образом, они способствуют гибели отечественного производства и, напротив, делают все, чтобы национальный рынок нашей страны был захвачен импортными товарами... И мы не позволим небольшой кучке компаний быть властью на (еще раз клянусь, так в тексте! - А.К.) нашей Родине".

Александр Проханов нервно курит в коридоре и записывается добровольцем в СПС. Секретарь ЦК КПРФ по идеологии Иван Мельников кладет Геннадию Зюганову на стол заявление об отставке как несправившийся...

Но мы увлеклись. Задача гораздо более скромная - объяснить, почему изоляционисты у партии "Единая Россия" - враги, а сами они при этом по части изоляционизма обошли конкурентов на крайне левом и ультраправом фронтах.

Ответ: не ищите логики. Это, если кто забыл марксизм-ленинизм в попсовой версии, диалектика. Хотя, если судить по уровню внутренней противоречивости "Агитатора", авторы этого катехизиса единоросса "диалектику учили не по Гегелю". Чем точно не надо гордиться сейчас и не стоило гордиться даже на рубеже 1929-1930 гг., когда писалась поэма Маяковского "Во весь голос".

В том же произведении Владимира Владимировича (не Путина) есть еще одна всем известная фраза - "И мне агитпроп в зубах навяз". Пожаловавшись на избыток политтехнологической работы, дальше поэт рассуждает в том духе, что, мол, делать нечего, надо агитировать, а не лирику писать. Время такое. Вот, судя по "Агитатору", и вернулось это время.

Впрочем, Маяковскому и не снились такие поэтические высоты: "Псевдолибералы оказали многочисленные услуги иностранцам в вопросе ослабления России... Они смотрят на Запад и ждут оттуда приказов". Так и видишь заседание гайдаровского политбюро с единственным вопросом в повестке дня - "Об ослаблении России" - и последующим сеансом радиосвязи с вашингтонским обкомом.

"Агитатор" точно определяет врага одномиллионного единороcса - это псевдолиберал. (Еще одно диалектическое псевдопротиворечие - единороcсы точно не либералы, зато либералов называют все равно "псевдолибералами": в разъяснении этого парадокса без журнала "Политическое самообразование" и поллитры точно не обойтись.) Псевдолиберал умеет "только разглагольствовать", всегда готов "пожертвовать независимостью страны ради "личной свободы человека", что равносильно возможности "безнаказанно говорить все, что им угодно". А вот от реального дела псведолиберал бежит "как черт от ладана", при этом почему-то упорно не желая выяснять, "что именно происходит в сфере государственного управления".

Что там происходит, честно говоря, лучше и в самом деле не выяснять. Ибо во многой мудрости много печали. Сюда не с Гегелем недочитанным надо соваться, а сразу с новым неподкупным генеральным прокурором. Государственное управление у нас, как в представлениях древних об устройстве мира, крепко стоит на "Трех китах". Там можно было бы, конечно, заняться реальным делом, да "крыши" не позволят. Убьют еще, за реальные-то дела... К тому же псевдолиберал, пока среднестатистический единоросс заканчивал карьеру в компетентных органах, уже все свои делишки обделал: либерализовал цены, провел приватизацию, открыл рынок, реализовал финансовую стабилизацию, написал Конституцию, построил институты современной процедурной демократии, сбалансировал государственный бюджет.

Не слишком ли много получил единоросс от псевдолиберала на блюдечке с голубой каемочкой?

И не слишком ли мало он сделал, увлекшись непростыми схемами дележа власти и ресурсов в "сфере государственного управления" за те шесть лет, что находился у власти?

Впрочем, о чем это я? Как нас учит марксизм, базис (бытие) определяет сознание, а цена, уплаченная за должность, определяет политическое поведение. Базис создан. И вот теперь за те самые шесть лет с помощью таких "Агитаторов" и просто агитаторов возведена надстройка - государственная идеология.

Гимн глупости. Апофеоз пошлости. Торжество нетерпимости.

"Те, кто не разделяет нашу идеологию, - безусловные наши политические противники и враги". Ну вот, хотя бы полслова правды - "враги".

Андрей Колесников, 25.06.2006