Задержания на Триумфальной: правозащитники требуют отставки Лужкова
Правозащитники потребовали отставки мэра Москвы Юрия Лужкова и наказания милицейских начальников в связи с разгоном акции в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу собраний, сообщает Интерфакс. Соответствующее заявление подписано председателем Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой и руководителем движения "За права человека" Львом Пономаревым. "Мы требуем отставки мэра Москвы Лужкова, администрация которого в противоречии с законом и Конституцией раз за разом отказывает в согласовании неугодных массовых акций, провоцируя столкновения, задержания, избиения и аресты", - говорится в заявлении.
Кроме того, правозащитники потребовали привлечь к уголовной ответственности милицейских начальников, которые, по их утверждению, принуждали сотрудников милиции к фальсификации рапортов и протоколов. "Мы требуем привлечения к уголовной ответственности всех сотрудников милиции, кто применял силу при задержании", - говорится в заявлении.
В свою очередь, уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин заявил, что руководство МВД должно извиниться перед задержанными участниками акции. В противном случае Лукин откажется подписывать договор о сотрудничестве с министерством. "Я обращаю настоятельное внимание руководства МВД, считаю, что руководство должно извиниться перед теми, начиная с ветеранов и инвалидов и кончая всеми теми, кто был задержан не по закону", – сказал Лукин на встрече с журналистами.
Он отметил, что у него всегда были хорошие отношения с руководством МВД, подписывались документы о сотрудничестве. Сейчас готовится к подписанию очередной документ. "Но до тех пор, пока руководство МВД не объяснит, что произошло, и не извинится перед гражданами нашей страны, я не буду подписывать этот документ и не буду сотрудничать в такой форме. Надо уважать права граждан", – заявил Лукин.
Лукин встретился с журналистами сразу после беседы с правозащитниками и инициаторами "Стратегии-31", среди которых были Людмила Алексеева и Эдуард Лимонов. Омбудсмен сказал, что в ходе встречи стороны обсуждали вопрос о том, "как уменьшить страсти со всех сторон при проведении таких акций".
Лукин также сообщил, что подготовил и собирается представить руководству страны предложения по "нормализации ситуации с проведением митингов". "В российском законодательстве нет слов "санкционированный", "несанкционированный", и все разговоры о санкциях носят лирическо-субъективный характер", – заявил Лукин. При этом он добавил, что руководство МВД должно провести тщательное расследование событий на Триумфальной площади 31 мая.
Лукин напомнил, что сам присутствовал на митинге и "может констатировать, что правоохранительные органы действовали крайне жестко и грубо". Он отметил также, что в тот же день власти согласовали "мероприятие с торжественно-медицинским уклоном", причем его участникам было разрешено митинговать в центре Москвы с раннего утра до позднего вечера. "Таких мероприятий я не встречал даже в Индии", – сказал Лукин.
Он заметил также, что по версии московских властей, именно проведение мероприятия, посвященного Дню донора, стало причиной запрета на проведение митинга "спонтанного свойства". Однако изначальный критерий демократии, по словам Лукина, заключается в том, что "права граждан должны реализоваться таким образом, чтобы не мешать реализации прав других граждан". Лукин подчеркнул, что "так называемый несанкционированный митинг" проходил мирно, тем не менее к его участникам были применены "непропорционально грубые" меры. "Действия властей могут быть жесткими лишь в отношении акций экстремистского характера, а к людям, которые вышли выразить свою точку зрения, надо относиться гуманно", – убежден Лукин. "Манифестации должны стать частью демократической повседневности", – заключил он.
Между тем задержанным на Триумфальной площади активистам грозит арест по административной статье. Как сообщил ранее Граням.Ру правозащитник Сергей Давидис, многие задержания были оформлены по статье 19.3 КоАП (неповиновение сотрудникам милиции), предусматривающей арест на срок до 15 суток. Другим задержанным грозит штраф по статье 20.2 (нарушение правил проведения митинга). Всего, по данным Давидиса, в столичные ОВД с Триумфальной площади в понедельник было доставлено не менее 170 человек ( ФОТО, ВИДЕО). Во всех случаях был превышен 3-часовой срок задержания. К задержанным не пускали адвокатов, отказывались выдавать копии протоколов задержания, не разрешали передать воду.
Сообщалось о многочисленных жестоких избиениях задержанных. Несколько человек милиционеры избили в автозаке по дороге в ОВД "Арбат". В ОВД "Замоскворечье" били даже девушек. "Нас привезли, выгнали из автобуса, потом начали бить и загонять снова в автобус, - рассказал Граням.Ру по телефону активист "Солидарности" Всеволод Чернозуб. - Били всех абсолютно, в том числе и девчонок, всех душили, таскали по асфальту. Теперь пытаются вытаскивать из автобуса по одному и тащить в отделение. Мы по одному не хотим идти и пока все (23 человека) остаемся в автобусе. Автобус закрыли, очень душно". Затем задержанных снова избили и отвели в ОВД. Всем им были предъявлены обвинения по статье 19.3. Журналиста Александра Артемьева госпитализировали из ОВД "Замоскворечье" с переломом руки ( ВИДЕО), пожилую гражданскую активистку Людмилу Любомудрову - с высоким давлением. Среди задержанных в ОВД "Пресненкий" была беременная, которую отказались освободить.
Среди задержанных также был 84-летний ветеран Владимир Бурцев, с которого при задержании сорвали боевые награды ( ВИДЕО), а также один из инициаторов "Стратегии-31" Константин Косякин, известные журналисты и гражданские активисты Александр Подрабинек, Олег Козловский, Илья Яшин и другие.
Отпускать задержанных стали ближе к полуночи. Многим участникам акции пришлось провести ночь в отделении.
Акция на Триумфальной 31 мая стала самой массовой за всю историю "Стратегии-31". По различным оценкам, на площади собралось от одной до двух тысяч человек. Задержания проходили очень жестко. Неизвестные люди в штатском избивали участников акции, затем милиционеры заталкивали избитых в свои автобусы. Собравшиеся скандировали "Свободу!", "Позор!". Участники акции, сцепившись руками, пытались пройти от театра Моссовета к колоннаде Концертного зала им. Чайковского.
По словам очевидцев, жестко милиция обращалась не только с участниками акции, но и с представителями прессы. Пресс-карты не действовали, милиция реагировала только на аккредитационные бейджи с уникальным номером и печатью ГУВД.
Инициаторы акции Эдуард Лимонов и Людмила Алексеева, а также правозащитник Лев Пономарев во время акции находились в плотном кольце охраны и журналистов. Впервые за два года Эдуарда Лимонова отбили от милиции его сторонники. Люди в майках с эмблемами доноров пытались спровоцировать драку с окружением организаторов. На площади в этот момент прокремлевские молодежные организации проводили сбор донорской крови.
В рамках кампании в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу мирных собраний граждан, российская оппозиция проводит "Митинги несогласных" каждое 31-е число месяца. Ни одна акция еще не была согласована городскими властями. Московские власти в девятый раз запретили проведение акции.
Грани-ТВ: 31 мая на Триумфальной, На площади и в милиции, 31 мая в Петербурге
Справка
Заявление Правозащитного центра "Мемориал" о событиях 31 мая на Триумфальной площади
31 мая 2010 года в Москве на Триумфальной площади московские и российские власти в очередной раз продемонстрировали свое неуважение к Российской Конституции.
Организаторы и участники акций в защиту статьи 31 Конституции требуют, чтобы власть соблюдала российские законы. Власть этого делать не желает, вот уже в девятый раз незаконно отказывая независимым общественным деятелям в согласовании митингов на Триумфальной площади и организуя здесь же акции "прокремлевских" псевдообщественных образований.
Милиция действовала грубо и жестоко. Тех, кто вопреки запрету собрался, чтобы мирно выразить свой протест, хватали, били, волокли по асфальту под оглушительные звуки гимна России, лившегося из динамиков официозного "митинга" в центре площади.
Были задержаны, по разным оценкам, от 140 до 170 человек. Их долго, по нескольку часов, держали на жаре в душных, переполненных автобусах; тех, кто возмущался этим, избивали.
И все равно, все больше граждан проявляют готовность отстаивать свое право на протест — и не только 31-го числа. Они осознают, что имеют право высказывать свое мнение, когда захотят, а не когда это удобно властям.
Несмотря на незаконные действия милиции, пришедшие на Триумфальную площадь в Москве осуществили свое конституционное право "собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование" (ст. 31 Конституции).
Права не дают – права берут.
Справка
Заявление правозащитников в связи с событиями на Триумфальной площади 31 мая
31 мая на Триумфальной площади Москвы было совершено преступление против мирных граждан, нарушение закона и Конституции.
Все знают о беспрецедентно жестоком разгоне, об избиениях, в том числе, девушек и пожилых людей, о двойном "профилактическом" переломе руки журналисту Александру Артемьеву в ОВД "Замоскворечье".
Все знают о провокационных выдумках властей с целью под любым предлогом занять каждый вечер 31 числа Триумфальную площадь прокремлевской молодежью - велосипедные игрища, кормление из полевой кухни гречневой кашей, массовый сбор юной крови на анализ, антитеррористические концерты...
Все знают о массовой фальсификации милицией рапортов о задержании, с заранее вписанными оппозиционными лозунгами и с пробелами для фамилий "правонарушителей".
Все знают что, несмотря на все требования и обращения столичные власти в течение года осознанно отказывает именно и только оппозиции в проведении шествий в центре города и в организации митингов на Триумфальной площади. При этом, очевидно, что при доброй воли вполне спокойно можно провести на Триумфальной площади и культурно-массовые акции прокремлевской молодежи и митинг оппозиции, например, разделив их и по времени.
Мы видим, как московские расправы над демонстрантами становятся эталоном политических расправ и игнорирования базовых гражданских прав для всей страны.
Мы заявляем о поддержке "Стратегии-31", и считаем необходимым настаивать на праве любого человека проводить в столице митинг или шествие, как бы не звучали раздражающе для начальственного уха их лозунги.
Мы требуем немедленно освобождения всех задержанных 31 мая и прекращения преследования задержанных как незаконного, с принесением им официального извинения.
Мы требуем привлечения к уголовной ответственности всех сотрудников милиции, кто применял силу при задержании.
Мы требуем привлечения к уголовной ответственности всех из начальственного состава ГУВД Москвы, кто принуждал сотрудников милиции к фальсификации рапортов и протоколов.
Мы требуем отставки начальника ГУВД по г. Москве Колокольцева, сбежавшего в отпуск за два дня до акции 31 мая, с попустительства которого и произошло массовое нарушение закона его подчиненными.
Мы требуем отставки мэра Москвы Лужкова, администрация которого в противоречии с законом и Конституцией раз за разом отказывает в согласовании неугодных массовых акций, провоцируя столкновения, задержания, избиения и аресты.
Людмила Алексеева, Председатель Московской Хельсинской группы
Лев Пономарев, Общероссийское движение "За права человека"
священник Глеб Якунин, Общественный комитет защиты свободы совести
Эрнст Черный, ответственный секретарь Общественного комитета в защиту ученых
Олег Орлов, председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал", член правления международного общества "Мемориал"
Нина Катерли, писатель, член Союза писателей Москвы и ПЕН-клуба
Борис Стругацкий, писатель
Андрей Пионтковский, писатель, политолог
Любовь Волкова, президент Московского фонда "Социальное Партнерство"
Дмитрий Пысларь, Фонд "Право солдата"
Евгений Ихлов, журналист
Сбор подписей продолжается
Дословно
Людмила Алексеева
В этот раз Эдуард Лимонов впервые приехал на площадь вместе со мной. Прежде мы приезжали порознь, и я ни разу не видела, как его задерживают, а это происходило каждый раз. Сегодня впервые он не был задержан, хотя такая попытка была. Но стоявшие вокруг люди стали оттеснять его от милиционеров и перекинули через припаркованную машину, которая заорала так, будто мы ее собирались угнать, но Лимонова увести не удалось. Мне показалось, он был даже разочарован, что его не задержали - к чему он, конечно, внутренне готовился.
Что мне было особенно приятно, на площадь вышли члены Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев, Алексей Симонов, Лев Пономарев и Сергей Ковалев. И вообще на площади было много знакомых. Я с удовольствием увидела там руководителя правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, известного политика Владимира Рыжкова, политолога Андрея Пионтковского... Всех не перечислить.
Вскоре после того, как мы пришли на площадь, милиционеры рассекли собравшихся на две неравные части, оттеснив нас от основной массы. Там начали выхватывать людей и заталкивать в автобусы. Совершенно спокойные до тех пор, собравшиеся стали скандировать "позор", "фашисты" и "Россия без Путина".
...Из отделений милиции, переполненных задержанными, поступили сведения, что очень долго не начинали составлять протоколы. Похоже, хотят продержать людей всю ночь. А в Тверском отделении снимали задержанных на видеокамеру и сканировали их документы, что абсолютно противозаконно. Это удалось зафиксировать задержанным.
На 22:40 в Замоскворецком ОВД еще не начали составлять протоколы, задержанных долго держали в душном автобусе, после чего начали избивать.
Ранее на площади был избит Олег Козловский. А в восемь вечера, - то есть, через два часа после начала нашей акции, - людей, все еще не покидавших площадь, милиционеры разделили на квадраты и пустили слезоточивый газ. Такое на Триумфальной площади произошло впервые.
Опасаясь провокаций, я пришла на площадь с охранниками, но там было много молодых людей, которые устроили буквально живой щит вокруг. Каждый раз, когда напирала милиция, они останавливали этот напор собственными телами. Я благодарна всем, кто пришел на площадь и всем, кто старался меня защитить. Без такой поддержки, честно говоря, я не смогла бы участвовать в этих акциях, а очень хочется.
ЖЖ Людмилы Алексеевой, 31.05.2010
Блоги
Статьи по теме
Протест в позе покорности
Власти классически развели оппозицию на "плохую", которую "винтят" за любой картонный квадратик с цифрами "31", и "хорошую", которой можно дать "просто погулять выйти" и под присмотром милиции пообщаться между собой на любые темы, но только так, чтобы этого никто не увидел и не услышал. При этом в возможности разгонять (или не разгонять по своей милости) любые акции власть себя никак не ограничила.
Группа крови на рукаве
Еще бы обязать демократов, чтобы они повязками заранее запасались с группой крови на рукаве – тогда милиция не стала бы вслепую проливать красное на асфальт. Есть ведь редкие группы, и специально обученные молодогвардейцы могли бы поработать на этих митингах, разливая кровь по пробиркам.
Площадь нашего круга
Седьмая акция на Триумфальной площади в защиту свободы собраний получилась самой массовой за всю историю "Стратегии-31". После того как Владимир Путин публично обсудил эту тему с Юрием Шевчуком, несогласных разгоняли и задерживали с особым зверством. Смотрите наш фоторепортаж и видео.
Джентльменский напор
Граждане, в отличие от обычных митингов и пикетов, были 31 мая отчаянно храбры и не пугались жандармов. Естественно, они не могли оказывать активное сопротивление, не нарушая закон. Однако своих легко не отдавали, вырывали из жандармских лап. Гудела вся площадь мощными криками: "Россия без Путина!" и "Позор!". Подобной храбрости и энтузиазма я не видел, пожалуй, с начала 90-х годов.