Красноярский крайний случай

Cопротивление региональных элит и аффилированных с ними бизнес-структур центральным властям с каждым разом становится все жестче. Граница, можно сказать, на замке. Раньше, даже в эпоху "берите-столько-суверенитета-сколько-хотите", прозрачных намеков премьер-министра и председателя ЦИКа было бы достаточно для того, чтобы крайизбирком принял нужное федеральной власти решение. Не то сейчас: даже если "регионалы" знают, что проиграют борьбу с центром, бороться будут до конца. Чтобы показать силу, чтобы отомстить победителю, чтобы выторговать себе дополнительные права и преференции внутри новой краевой (областной, республиканской) номенклатуры.
С самого начала удивительной истории с красноярскими выборами было очевидно, что их победителя, который опередил своего конкурента чуть ли не на 6 процентных пунктов, нельзя не пустить в губернаторы. Слишком убедителен был результат, показанный Александром Хлопониным. Но в сегодняшней России все решается теми, кто в каждом конкретном случае оказывается сильнее. Если у множества российских предприятий нередко обнаруживается два одинаково легитимных директора, одним региональным боссам разрешают баллотироваться на третий срок, другим не разрешают, если по-разному можно толковать любую норму законодательства, если деньги, связи, частные охранные предприятия и приватизированная милиция решают все, то почему бы крупному российскому региону не иметь сразу двух губернаторов или вообще ни одного.
Показательно, что проблему противостояния Хлопонина и краевого избиркома не смог решить суд. Хотите, чтобы выборы были признаны состоявшимися? Пожалуйста. Только вот их итоги все равно недействительны в связи с многочисленными нарушениями. И снова Хлопонин, уже дважды обретавший статус руководителя региона, становится без пяти минут губернатором с перспективой, после очередного вмешательства судебных и внесудебных инстанций, превратиться в уникального персонажа политической истории - трижды главу Красноярского края.
Довод о нарушениях в ходе выборов мог бы оказаться серьезным и убедительным, если бы не был девальвирован российской политической историей. Нарушается все и всегда, не говоря уже о том, что нечерных технологий не бывает в принципе. Собирательный образ любого баллотирующегося политика в России – это губернатор Николай Ломов из "Олигарха" Павла Лунгина и Юлия Дубова, фигура слегка гротескная, но от этого не теряющая статуса типического героя в типических обстоятельствах.
Трудно сказать, насколько далеко в использовании технологий ушел от обобщенно-условного Ломова, пузатого, грубоватого, развращенного вседозволенностью и деньгами "прагматика-хозяйственника", Александр Хлопонин. Вопрос не в этом. А в том, как скоро на смену губернаторам среднего возраста без современной менеджерской квалификации и экономических взглядов придут политики нового поколения. Светлый образ молодых, агрессивных, опытных, образованных и богатых безусловно не следует идеализировать, но они по крайней мере приспособлены для работы в новых условиях и готовы строить рыночные отношения в регионах хотя бы по каким-то правилам. В этом, собственно, и состоит секрет популярности Хлопонина – все остальные политики просто надоели. И все реже будет работать аргумент, связанный с местным происхождением кандидата. Народ уже начинает понимать, что решение проблем вовсе не зависит от знания пресловутой местной специфики.
Еще один вывод, который можно сделать после разбора case’а красноярских выборов: в политике стало слишком много крупного бизнеса, приватизирующего уже не предприятия, а целые регионы. В больших деньгах скрыт огромный управленческий и манипулятивный потенциал, они решают если не все, то почти все. На этой мине не слишком замедленного действия может подорваться вся Россия со всеми ее демократическими институтами и инструментами народного волеизъявления. Оказывается, манипулирование политическим сознанием голосующих масс – это полбеды. Настоящая беда – четкое управление результатами выборов.
Электорат это уже начинает понимать. Поэтому можно смело прогнозировать на выборах разных уровней рост популярности кандидата по имени Против Всех.

Дословно
Вячеслав Новиков
(Об отказе Красноярского крайизбиркома утвердить результаты губернаторских выборов в крае
Все, что там происходит, нельзя охарактеризовать одним словом, потому что это уже перешло рамки логики и напоминает какое-то эмоциональное действо. Самое грустное в этой ситуации то, что опять Красноярский край предстает в виде такого странного субъекта, в котором происходят очень странные вещи.
Вряд ли это решение крайизбиркома было самостоятельным. Были определенные силы, заинтересованные именно в таком решении. Это могло быть выгодно только двум структурам. Во-первых, федеральному центру, который мог быть недоволен в силу каких-то причин итогами выборов. Но последние события показывают, что у президента, правительства, Центризбиркома такого недовольства нет. Тогда речь может идти о той финансово-промышленной группе, которая на этих выборах конкурировала с Хлопониным, выдвигая свое кандидата в губернаторы.
Решение крайизбиркомом принято, теперь надо сохранить лицо. А это очень плохо получается, и от этого такие эмоции выходят.
У крайизбиркома сейчас практически нет возможности для маневра. Признать выборы недействительными можно только в том случае, если итоги неправильно подсчитаны. А признаться, что неправильно подсчитано, нет никаких оснований. Аргументация была совсем другая: выборы надо признать недействительными, так как нельзя установить точно волеизъявление избирателей, поскольку что они пользовались ложной информацией. Ну не может быть таких оснований, об этом говорится в решении (Красноярского краевого. - Ред.) суда. Поэтому у избиркома два пути – либо идти на прямое нарушение закона, то есть не исполнить решение суда и не принять соответствующее решение, либо принять его. Как я понимаю, в избиркоме сейчас этот вопрос обсуждается. Ну а если не исполнять решение суда, то у суда и Центризбиркома есть масса возможностей разрешить эту ситуацию в соответствии с законом.
Владимир Рыжков
(Об отказе Красноярского крайизбиркома утвердить результаты губернаторских выборов в крае
В Красноярске часть региональной элиты, шокированная итогами выборов, по всей видимости, попыталась взять реванш при помощи крайизбиркома, тем более что по действующему закону крайизбирком формируется губернатором и региональным парламентом. То есть нынешний крайизбирком был сформирован (прежним губернатором Александром. - Ред.) Лебедем и краевым Законодательным собранием во главе с Александром Уссом.
Крайизбирком никуда не денется - он подчинится, и даже не ЦИКу, а решению суда. Так что это просто эпизод, достаточно временный. Главное, что красноярцы определились. Большинство проголосовало за Хлопонина, отрыв от второго кандидата значительный - шесть процентов. Поэтому ситуация абсолютно очевидная – крайизбирком пошел против мнения избирателей, и поэтому его решение нелегитимно. Процедура очень простая - суд вынесет решение, а если крайизбирком это решение не выполнит, он будет распущен, а итоги выборов утвердит Центризбирком. Закон это позволяет.
Статьи по теме

Красноярский крайний случай
История с красноярскими выборами демонстрирует огромный манипулятивный потенциал больших денег - они решают если не все, то почти все. На этой мине не слишком замедленного действия может подорваться вся Россия со всеми ее демократическими институтами и инструментами народного волеизъявления. Оказывается, манипулирование политическим сознанием голосующих масс – это полбеды. Настоящая беда – четкое управление результатами выборов.