Приговоры крымским татарам: Муратов получил 11 с половиной лет строгого режима, Бектемиров - 11
Вадим Бектемиров и Зекирья Муратов. Фото: "Крымская солидарность
Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил к 11 с половиной и 11 годам строгого режима двоих крымских татар - Зекирью Муратова и Вадима Бектемирова, сообщает "Крымская солидарность".
По информации на сайте суда, Бектемирова судила коллегия под председательством Алексея Магомадова, а Муратова - под председательством Тимура Машукова. Муратов объявлен виновным в участии в террористической организации (часть 2 статьи 205.2 УК) и в приготовлении к захвату власти (часть 1 статьи 30 - статья 278 УК), а Бектемиров - только в участии в террористической организации. Бектимиров по приговору проведет первые три года срока в тюрьме.
64-летний Муратов с 1990 года работал преподавателем музыки по классу кларнета в пгт Кировское в Крыму, затем он был таксистом. Муратов - инвалид третьей группы, он страдает целым рядом хронических заболеваний, в том числе почечных и сердечных, испытывает постоянные приступы боли. Муратов перенес несколько операций, летом 2021 года он болел коронавирусом с 50-процентным поражением легких, а в марте перенес гипертонический криз.
40-летний Бектемиров - магистр по специальности "Исламские учения", учился на факультете арабской литературы и гуманитарных наук университета аль-Джинан в Ливане.
Адвокаты указывали на признаки фабрикации обоих уголовных дел. В деле Бектемирова был секретный свидетель, которого опознали как Аднана Масри: этот человек переходит из одного уголовного дела в другое под различными псевдонимами, а в некоторых фигурирует как открытый свидетель обвинения. Адвокат Эмиль Курбединов обратил внимание на то, что Масри на видео просил Бектемирова сесть так, чтобы его лицо было видно на скрытую камеру, а также задавал провокационные вопросы.
Защитники Муратова указывали, что у их подзащитного не было обнаружено ничего, что бы связывало его с призывами к свержению власти в Крыму или России, с распространением или изучением идеологии террористических организаций. Не было найдено наркотиков, взрывчатки, боеприпасов, других запрещенных предметов, планов по свержению власти. Защита раскритиковала аудиозаписи и их исследование. По мнению защитников, экспертное заключение за авторством Е.С. Палехи и И.А. Мухаметзарипова не соответствовало требованиям к специальным судебным исследованиям по экстремизму и терроризму. Адвокат Лиля Гемеджи ссылалась на международное право и необходимость применения к Муратову IV Женевской конвенции как к гражданину Украины на аннексированной территории. Адвокат Эмине Авамилева настаивала, что в силу этой конвенции в Крыму должно действовать украинское уголовное законодательство, а "Хизб ут-тахрир" в Украине не запрещена.
Бектемиров в последнем слове обвинил российские власти в исламофобии и преследовании крымских татар. "Крымскотатарский народ стал жертвой репрессий по национальному и религиозному признаку, и основная причина этих бед кроется в том, что они являются приверженцами исламской религии и что свою духовную силу они видят только в исламе", - заявил он. Бектемиров напомнил о преследованиях своего народа в царское и советское время: "Вся история России - это не имеющая аналога масштабная борьба с мусульманами - крымскими татарами - и стремление захватить Крым". "Россия давно стала изгоем, и весь мир ополчился против нее. Россию ждет неминуемый крах", - считает политзек.
Муратов заявил, что причина преследования коренного народа Крыма - "вооруженный насильственный захват агрессором Российской Федерацией Крыма в 2014 году". "Тяжело видеть, как принудительное навязывание, российские паспорта стало основанием для репрессий против инакомыслия, но, пожалуй, вдвойне больнее слышать и видеть, как мир соглашается с незаконными действиями против граждан Украины со стороны Российской Федерации, которая мотивирует и оправдывает свою агрессию сугубо внутренней политикой по отношению к своим гражданам", - подчеркнул политзек.
20 января прокурор Сергей Айдинов попросил приговорить Муратова к 12 годам лишения свободы с полуторагодовым ограничением свободы после освобождения. 1 февраля прокурор запросил для Бектемирова такой же срок - с условием, что 3 года он проведет в тюрьме.
В Крыму возле Верховного суда были задержаны журналисты "Крымской солидарности" Амар Абдулгазиев, Рустем Усеинов и Али Сулейманов, пришедшие на оглашение приговоров Муратову и Бектемирову. Их около 2 часов удерживали в отделе полиции "Центральный", у них пытались снять отпечатки пальцев и взять образцы ДНК. До начала суда над Бектемировым в Ростове-на-Дону возле здания суда собралась его группа поддержки - около 60 человек.
Муратов и Бектемиров были задержаны 7 июля 2020 года во время массовых обысков у крымских татар.