Прокурор потребовал до 20 с половиной лет для фигурантов ялтинского-алуштинского дела "Хизб ут-тахрир"
Прокурор в судебных прениях в Южном окружном военном суде попросил приговорить к срокам до 20 с половиной лет колонии шестерых фигурантов ялтинско-алуштинского дела "Хизб ут-тахрир", сообщает "Крымская солидарность".
Самый большой срок - 20 с половиной лет - прокурор просит назначить Инверу Бекирову, 20 лет лишения свободы - Муслиму Алиеву, 15 лет лишения свободы - Эмир-Усеину Куку, такой же срок - Вадиму Сируку, 14 с половиной лет - Рефату Алимову, 13 с половиной лет - Арсену Джеппарову.
Большинству фигурантов инкриминированы часть 1 статьи 30 - статья 278 российского УК (приготовление к захвату власти) и часть 2 статьи 205.5 (участие в террористической организации). Алиеву и Бекирову наряду с первым обвинением вменена часть 1 статьи 205.5 (организация деятельности террористической организации).
Повторный суд по делу начался 4 апреля. Его рассматривает коллегия судей в составе Романа Сапрунова (председательствующий), Дмитрия Меркулова и Романа Подольского. На первом заседании по существу дела после оглашения обвинительного заключения все политзеки, как и на первом разбирательстве, заявили, что вину не признают. В процессе работают сразу три прокурора: Евгений Колпаков, Константин Фирсов и Заурбек Савоев.
Слушания по существу в рамках первого процесса продолжались с февраля прошлого года. Однако 21 августа, после более чем полугода разбирательства, коллегия СКОВСа под председательством Николая Васильчука вернула дело в прокуратуру, потребовав ужесточить обвинение Бекирову. Cудьи заявили о необходимости переквалифицировать политзеку обвинение с части 2 статьи 205.5 на часть 1.
48-летний Алиев - тракторист из села Верхняя Кутузовка (Юкары-Шума) в черте Алушты и имам общины Azizler в соседнем селе Изобильное (Кёрбекюль). 56-летний Бекиров - школьный сторож из поселка Краснокаменка (Кызылташ) в черте Большой Ялты. 43-летний Куку - известный правозащитник из Симеиза, Большая Ялта. 30-летний Вадим Сирук - торговец цветами из Ялты, этнический украинец. 28-летний Рефат Алимов - торговый представитель из Краснокаменки, племянник Бекирова. 28-летний Арсен Джеппаров - земляк Бекирова и Алимова, рабочий-строитель.
Алиев, Бекиров, Куку и Сирук находятся в заключении с 11 февраля 2016 года, Алимов и Джеппаров - с 18 апреля 2016-го. Согласно фабуле дела, в неустановленное время не позже 18 сентября 2015 года фигуранты вступили в "Хизб ут-тахрир", задачей которой названо создание всемирного исламского халифата. Территория "республики Крым", заявляется в материалах, рассматривалась обвиняемыми как отдельный регион халифата - Крымский вилаят.
Своих целей, как утверждается, фигуранты пытались добиться "путем воинствующей исламистской пропаганды, сочетаемой с нетерпимостью к другим религиям, активной вербовки сторонников, целенаправленной работы по внесению раскола в общество". Это якобы должно было внушить мусульманам "тенденциозное мышление при оценке событий, происходящих в Российской Федерации" и подготовить их к некоей "антиконституционной деятельности".
В деле упоминается также "план совместных действий", который якобы разработала ячейка. Что именно имеется в виду, не пояснялось.
Собственно о терроризме в деле речи не идет. Фактически ФСБ переписала постановление о запрете "Хизб ут-тахрир", изданное Верховным судом России в 2003 году. В этом постановлении теракты также не упоминались.
Одним из эпизодов дела является создание шариатского суда. Как утверждается, Алиев был в нем кадием (главным судьей), а Сирук и Бекиров - рядовыми судьями. Следователем шариатского суда назван Куку, а обвинителем - ялтинец Бахтияр Топузов. При этом Топузов фигурантом дела не является. Как и еще несколько крымских мусульман, в феврале 2016 года он был задержан вместе с Алиевым, Бекировым, Сируком и Куку, однако в тот же день освобожден. После этого крымчанин покинул полуостров.
Какие функции в шариатском суде приписываются Алимову и Джеппарову, не уточнялось.
В первом процессе по делу один из свидетелей обвинения заявлял, что шариатский суд вынес такфир (вынести такфир значит объявить неверным) Эмирали Аблаеву - муфтию Крыма, ныне не признаваемому джамаатами в качестве такового, - за сотрудничество с российскими оккупантами и предательство интересов мусульман.
"Так мы коллеги!" - издевался над Алиевым председательствующий Васильчук.
В прошлом году Куку 23 дня, с 26 июня по 18 июля, держал в СИЗО голодовку за освобождение всех украинских политзаключенных и прекращение репрессий в Крыму. В крымскотатарском обществе акция вызвала значительный резонанс. На ФБ-странице "Крымской солидарности" и иных ресурсах была опубликована масса видеообращений в поддержку политзека. Последнюю неделю голодовки земляки убеждали Куку прекратить акцию.
Против 22-летней Гульсум Алиевой - дочери Алиева, которая после ареста отца стала активисткой "Крымской солидарности", - СКР 10 августа 2018-го возбудил дело об экстремизме за репост демотиватора. В январе нынешнего года дело было закрыто в связи с частичной декриминализацией части 1 статьи 282 российского УК (возбуждение ненависти либо вражды). Сама Алиева ранее выехала из Крыма.
Прокурор потребовал приговорить к срокам от 13 с половиной до 20 с половиной лет шестерых фигурантов ялтинско-алуштинского дела "Хизб ут-тахрир". https://t.co/y6suBpPpOX pic.twitter.com/w2qTkAqTME
— Грани.Ру (@GraniTweet) October 11, 2019
Блоги
Статьи по теме
За тех, кто в Мордоре
35 украинских узников освобождены. В российских тюрьмах и колониях остаются как минимум 113 заложников, в основном это крымские татары. 34-м из них уже вынесены приговоры по тяжким террористическим статьям. Террор против коренного населения Крыма продолжается, дела "хизбов" поставлены на поток. Крымскотатарские политзеки держатся с достоинством. Владимир Зеленский обещает второй раунд обмена. ВИДЕО.