В Москве будет учрежден клуб "Демократическая альтернатива"
В Москве по инициативе независимых депутатов Госдумы Владимира Рыжкова и Михаила Задорнова будет учрежден клуб "Демократическая альтернатива". Как пишут "Новые Известия", клуб будет учрежден 15 апреля в "Александр-Хаусе". Цель клуба - создание новой программы для российских либералов.
Сейчас в новой организации около ста политиков, предпринимателей и ученых. В их числе Виктор Похмелкин, член Совета Федерации Михаил Маргелов, депутат-"единоросс" Оксана Дмитриева. Бизнес-сообщество делегировало в клуб вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Игоря Юргенса, председателя Совета директоров ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" Каху Бендукидзе и председателя Наблюдательного совета компании "Ренессанс Капитал" Александра Шохина. Также в числе членов клуба председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов, социолог Юрий Левада, главный редактор "Московских новостей" Евгений Киселев и научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
По словам Рыжкова, демократы сейчас находятся в глубоком кризисе. У них нет лидера и четких идейных ориентиров. Рыжков считает, что новая программа как раз и должна исправить ситуацию.
Виктор Похмелкин убежден в том, что клуб станет прообразом будущей демократической партии. Правда, Рыжков считает, что об этом пока говорить преждевременно.
"Яблочник" Алексей Арбатов полагает, что объединенные демократы могут рассчитывать "на 20% голосов, а то и на 25–30%" на будущих выборах в Госдуму. А самое главное, считает Арбатов, - либералы смогут "выработать общий список кандидатов и на федеральном, и на региональном уровнях, чтобы вся мощь демократической коалиции в каждом округе поддерживала одного кандидата, а не дробила голоса". Правда, будущее объединение демократов, по мнению Алексея Арбатова, должно произойти именно на основе "Яблока", которое является "единственной организованной и структурированной демократической силой в России".
Опрошенные "Новыми Известиями" политологи считают, что "Демократическая альтернатива" создается при прямом участии Кремля, которому нужно исправлять международный имидж России.
Комментарий
В пользу конспирологических домыслов политологов насчет участия в создании очередного демократического проекта Кремля косвенно свидетельствуют смелые прогнозы Алексея Арбатова о трети мест, которые отхватят в следующей Думе либералы, сумевшие, наконец, "выработать общий список". Правда, вырабатывать этот список Арбатов желает на основе "Яблока", а вот, к примеру, Ирина Хакамада пока ни словом не обмолвилась о том, что откажется от своих амбициозных планов по созданию демократической партии. Напротив, недавно она рассказала, что у "Свободной России" уже есть спонсор, "который ничего не боится". И ведь на свои проценты Хакамада тоже очень рассчитывает.
Судя по составу, не должно быть особых проблем со спонсорством и у "Демократической альтернативы". Стоит, впрочем, отметить, что бизнес-сообщество в клубе, помимо Кахи Бендукидзе, будет представлять Игорь Юргенс, который не далее как позавчера предсказывал, что едва ли после дела "ЮКОСа" крупный бизнес "захочет повторять игру в политику". Сказано это было на круглом столе с красноречивым названием "Государство и бизнес: динамика покаяния". Можно ли и в самом деле предположить, что государство сочло "динамику" удовлетворительной и бизнес отныне реабилитирован, вместе с либералами, в лице Ходорковского признавшими прежние ошибки?
Справка
ОСМЫСЛЕНИЕ: Апрельские тезисы о либерализме
Почему статья Михаила Ходорковского в "Ведомостях" вызвала такой широкий резонанс? Не только потому, что написана "самым богатым узником планеты", но и потому, что содержит ряд весьма нетривиальных, а для российских либералов и неприятных вещей. C большинством из которых - не поспоришь.
Ни объединения, ни обновления
Ближайших причин неудачи СПС и "Яблока" в декабре 2003 г. две. Они не смогли (не захотели) сделать двух вещей - объединиться и обновиться.
На Алтае 14 марта одновременно с президентскими выборами состоялись выборы в краевой парламент. В них принял участие избирательный блок "Яблоко + СПС - Объединенные демократы". Блок преодолел 5% -ный барьер, в то время как в декабре обе партии в сумме этого сделать в регионе не смогли. Этот пример, как и многочисленные опросы, показывает, что объединенный список либералов на думских выборах легко преодолевал барьер и получил бы результат, как минимум сопоставимый с результатом "Родины". И была бы у нас сегодня другая Дума - без конституционного большинства "Единой России", по крайней мере. Персональную ответственность за то, что это не было сделано, несут лидеры СПС и "Яблока".
Как и за отсутствие единого кандидата от либералов на президентских выборах. Надо было, забыв все старые обиды, выдвинуть кандидата и мобилизовать вокруг него всех своих сторонников. Опять-таки, результат в районе 10% был бы вполне реальным ориентиром для демократической коалиции. Вместо этого состоялась одиночная, по сути, "вылазка" Ирины Хакамады.
Не произошло и обновления - ни в одной из партий, которые просто повторили себя самих четырехлетней давности. Продолжая при этом старую междоусобицу. "Итак, два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! И за что? За вздор, за гусака". Стоит ли удивляться, что либеральный избиратель не пришел на выборы или проголосовал за других? Опросы показывают, что СПС и "Яблоко" воспринимаются сегодня большинством общества как партии "устаревшие, несовременные".
Прав Ходорковский - все дело в людях. И мера их ответственности велика.
Отверженные девяностых
Однако есть и более фундаментальная, по сути главная причина поражения либералов, и на нее верно обратил внимание Ходорковский. СПС и "Яблоко" (как и КПРФ - еще одна главная неудачница декабрьских выборов) - это само олицетворение 90-х. Эпохи, которая завершилась, оставив в душе народа тяжелый и неприятный осадок.
Уменьшившаяся вдвое экономика, обнищание миллионов сограждан, чудовищное социальное расслоение, невероятная коррупция, сомнительная, сопровождаемая горой трупов приватизация, всплеск преступности, полураспад страны, Чечня - это лишь краткое описание "прелестей" той эпохи. Хотят того лидеры российских либералов или нет, но их имена навсегда будут связаны с эпохой "ваучеров и малиновых пиджаков". А огромное историческое и стратегическое значение того периода, как и совершенного Россией прорыва к свободе, будет оценено позже, когда отболят нынешние раны.
Владимир Путин популярен и легитимен не только потому, что экономика на подъеме, а хаоса и нестабильности стало на порядок меньше. Сердцевина его правления - последовательное отрицание предшествующих эпох. Он отрицает как советскую, так и ельцинскую модели развития.
От СССР он взял гимн и авторитарное устройство власти, но отбросил плановую экономику, основанную на государственной собственности на средства производства, как отверг и вмешательство государства в частную жизнь граждан.
От эпохи 90-х он взял частную собственность и рынок, но отбросил многоцентрие власти, часто порождавшее хаос и кризисы - знаменитые ельцинские "загогулины". "Региональные бароны" и "олигархи", медиамагнаты и думские партии - все теперь знают свое место. Более чем скромное, если не сказать грубее.
Необрежневский застой с умеренным ростом (теперь носящий имя "стабильность") плюс прелести полностью свободной от вмешательства государства частной жизни и относительной свободой частного предпринимательства - вот исчерпывающая "формула счастья" нынешнего "путинского большинства".
Мы живем в новой, путинской эпохе, которая вынесла обвинительный приговор советской и ельцинской моделям. А либералы и коммунисты продолжают отстаивать каждые свой "утерянный рай". А народ теперь это раем вовсе не считает. И оставил одних за бортом Думы, а представительство других (КПРФ) уменьшил втрое.
Опять прав Ходорковский: характерные для либералов 90-х ложь и цинизм, пренебрежение интересами подавляющего большинства граждан, надменность и презрение по отношению к собственному народу, нравственная глухота не могли остаться безнаказанными.
Кризис либерализма? Либерализм - это одновременно соответствующие общественные настроения и политическое течение. Михаил Ходорковский полагает, что в глубоком кризисе и то и другое. Отсюда вывод - "Путин, наверное, не либерал и не демократ, но все же он либеральнее и демократичнее 70% населения нашей страны". Если кризис либерализма как политического течения бесспорен и глубок, то мнение о глубоком отчуждении нашего народа от идеалов свободы представляется мне сильно преувеличенным.
Все заслуживающие доверия социологические исследования последних лет свидетельствуют: российский народ категорически не согласен добровольно отказаться от демократических завоеваний. Большинство против третьего срока даже для очень популярного президента. Люди не хотят автоматически поддерживать и его будущего "преемника" - им хочется, чтобы "огласили весь список". Люди против отмены института выборов. Хотят, чтобы Дума контролировала правительство, а Совет Федерации выбирался, а не назначался. А "демократы" по уровню массовой поддержки уступают сегодня только "партии власти", опережая и "коммунистов", и "патриотов".
Когда гражданам навязывают заранее сделанный "начальством" выбор - они не приходят. Явка на последние президентские выборы была самой низкой из четырех кампаний по выборам президента. А Валентина Матвиенко была избрана губернатором Санкт-Петербурга при явке лишь около 30%. Это вполне либеральные реакции общества на избирательный фарс. И наоборот, когда есть по-настоящему острая конкуренция, избиратели охотно принимают участие в выборах. Характерен пример Красноярского края, где губернаторские выборы всегда проходят в острой борьбе и явка избирателей высока, а на последние президентские выборы пришла едва половина красноярцев.
Конечно, либеральная критика российского общества часто справедлива. Но и считать 70% наших сограждан сторонниками диктатуры и погромов - вопиющая несправедливость! Я уверен: в нашем обществе существует огромный спрос на либеральный путь развития. Просто пока нет достойного предложения.
Это не столько кризис либерализма, сколько кризис самих либералов.
Тоже семь пунктов
Михаил Ходорковский предложил российским либералам семь приоритетов деятельности, вытекающих из анализа прежних ошибок. Я согласен с большинством его предложений. Это касается и четкого разделения понятий "государство" и "бюрократия". И акцента на уважение со стороны собственного народа. И принципа правды. И необходимости в новом либеральном проекте осознания себя частью единой гражданской нации. И необходимости решения сложной задачи легитимизации итогов приватизации. И приоритета поддержки институтов гражданского общества. Не могу согласиться только с абсолютизацией роли института президентства в нашей стране. Считаю такое представление исключительно опасным для нашего будущего.
Одновременно хочу предложить свое представление о приоритетных задачах демократического движения в нынешней России. Их тоже семь.
Либеральные лидеры, непосредственно ответственные за ошибки 90-х и поэтому в значительной мере утратившие доверие общества, должны признать свою ответственность и отойти на второй план. Без этого шага никакого обновления не получится.
Необходимо выработать принципиально новую содержательную платформу демократических сил страны. Это должна быть своя, оригинальная стратегия движения России в будущее. Национально ориентированная, социально ответственная, современная, преодолевшая порочные черты 90-х гг.
Не откладывая, начать процесс создания объединения демократических сил, например Союза демократических сил (СДС). Это позволит уже осенью этого года выставлять единых кандидатов на региональных и местных выборах. Сегодня этот процесс сильно затруднен расколом.
Твердо сказать народу, что избранная сегодня страной модель авторитарной модернизации (авторитаризм плюс рыночные реформы) не позволит нам решить главные проблемы России и в среднесрочной перспективе приведет нас к системному кризису. Только более открытая политическая система позволит нам победить коррупцию и социальное расслоение, создать современную госслужбу, независимую юстицию, гарантирует собственность, сделает страну по-настоящему свободной и конкурентоспособной в мире.
Оставить заблуждение относительно "цементирующей" роли института президентства, что фактически ведет к признанию благотворности единоличной власти. Сильная власть - это не сильный лидер (или не только сильный лидер) , а сильные институты (независимый суд, независимая пресса, сильный парламент, сильные партии, сильное местное самоуправление и регионы, правоохранительные органы, служащие закону, а не начальству). Только система сильных институтов может гарантировать страну от потрясений и распада, чего не смогли добиться единолично правившие Россией цари и генсеки.
Строить новое либеральное движение не сверху, а снизу, опираясь на гражданские организации и инициативы, которые день ото дня крепнут по всей стране.
В предстоящие годы решительно противостоять всем и любым попыткам властей наступать на демократические институты и процедуры (как это произошло на днях в связи с новым законом о митингах).
И отдельно от всего потребовать - свободу Ходорковскому
Трудно не согласиться: страна, где такие люди сидят в тюрьме, не имеет будущего.
Владимир Рыжков, Ведомости, 05.04.2004
Дословно
Владимир Рыжков
Необходимо выработать принципиально новую содержательную платформу демократических сил страны. Это должна быть своя, оригинальная стратегия движения России в будущее. Национально ориентированная, социально ответственная, современная, преодолевшая порочные черты 90-х гг.
Не откладывая, начать процесс создания объединения демократических сил, например Союза демократических сил (СДС). Это позволит уже осенью этого года выставлять единых кандидатов на региональных и местных выборах. Сегодня этот процесс сильно затруднен расколом.
Ведомости, 05.04.2004