статья Правые вооружились совестью

Андрей Колесников, 26.01.2004
СПС. Фото с сайта www.vvp.ru

СПС. Фото с сайта www.vvp.ru

Степень разногласий между бывшими сопредседателями и нынешними рядовыми членами политсовета несколько преувеличивается. Уход в "неконструктивную" оппозицию абсолютно органичен для Бориса Немцова и Ирины Хакамады и неорганичен для Егора Гайдара. Анатолий Чубайс, по крайней мере сейчас, не может становиться оппозиционером – РАО "ЕЭС" обязывает его к более или менее лояльному поведению. Не говоря уже о сценарии, который обсуждается на каждой интеллигентской кухне, согласно которому Чубайс – следующий за Михаилом Ходорковским претендент на "посадку".

Есть и еще одно ограничение: глава электроэнергетической монополии не хочет подставлять кандидата в премьеры Алексея Кудрина, чье восхождение на Олимп исполнительной власти до поры до времени было связано не с именем Путина, а с именем Чубайса.

Тот же факт, что съезд принял решение рекомендовать членам партии голосовать "по совести", целиком и полностью отражает сегодняшние настроения в СПС – ну невозможно привести к иному общему знаменателю позиции разных людей, которые готовы и Путина поддержать, и Хакамаду, и кандидата Против Всех, и бойкотировать выборы. Занимать же позицию "голосовать-за-Путина" вроде бы никто и не собирался, потому что это фактически означало бы распустить партию.

Разумеется, в результате принятия "совестливого" решения, вполне устраивающего и тех, у кого политической совести нет, правая партия продолжает висеть между небом и землей, но до президентских выборов в таком же состоянии – вялого ожидания – находится вся страна. Не случайно вопрос о выборе одного единственного председателя политсовета партии был благоразумно отложен до весны.

Возможно, съезд все-таки поддержал бы Хакамаду, если бы не письмо по поводу "Норд-Оста", которое, безотносительно к содержанию, прочно ассоциируется в сознании актива партии с Леонидом Невзлиным. Совершенно очевидно, что многие расценили сам факт обнародования письма как втягивание Хакамады в персональную игру Невзлина, которая имеет мало отношения к судьбам демократии в России.

И послевыборная социология, обнародованная на съезде Леонидом Гозманом, и высокие показатели, набранные экс-сопредседателями при голосовании за членов нового политсовета, и общая картина съезда, этакий моментальный снимок всех потенциальных ораторов и лиц партии, показали, что реальными лидерами правого движения все равно остаются Немцов-Хакамада-Чубайс-Гайдар. В СПС есть яркие фигуры уровня Константина Ремчукова, Бориса Надеждина, Алексея Кара-Мурзы. Но все они могут претендовать на роль лиц партии второго эшелона и правых ораторов, но никак не на реальные лидерские позиции. А СПС сейчас нужны лидеры (лидер), которым предстоит решить задачу двойной сложности: не допустить маргинализации/растворения правого демдвижения в целом и добиться прохождения в 2007 году праволиберальной демократической партии (как бы она ни называлась) в Думу. Судя по результатам голосования в состав политсовета, самый высокий рейтинг у Чубайса. Но готов ли он "бросить все" и возглавить праволиберальную партию? Ответа нет ни у кого, в том числе и у самого главы РАО, который пока находится на государевой службе де-факто в ранге влиятельного министра.

Впрочем, как в известном анекдоте, весной все равно придется двигаться "уже куда-нибудь". Иначе не будет ни партии, ни даже демократической оппозиции, пусть даже и маргинальной.

Андрей Колесников, 26.01.2004


новость Новости по теме