Госдума приняла в первом чтении закон о наказаниях за склонение к суициду
Госдума приняла в первом чтении законопроект о наказаниях за склонение к суициду. Об этом сообщается на сайте нижней палаты. Как уточняет "Медуза", за принятие документа проголосовали 425 депутатов; против не выступил никто.
Законопроект внесла в Госдуму 9 марта вице-спикер палаты единороска Ирина Яровая. В тот же день с одобрением документа выступил Владимир Путин.
В последующие несколько недель к Яровой в качестве инициаторов присоединились десятки коллег по нижней палате, а также шесть членов Совфеда. Законопроект получил положительные отзывы правительства и Верховного суда.
Документ вносит коррективы в статью 110 УК (доведение до самоубийства). Сейчас она предусматривает до пяти лет колонии. Проект ужесточает наказание по этому обвинению - шесть лет колонии. Таким образом, если в действующей редакции этот состав относится к преступлениям средней тяжести, то после внесения в статью коррективов он перейдет в категорию тяжких.
Также устанавливается нижний предел срока - два года колонии. Нынешняя редакция статьи нижнего предела не предполагает, то есть срок по такому обвинению могут назначить и меньший, чем два года.
Кроме того, в статью вводится часть 2, в которой перечислен ряд квалифицирующих признаков, позволяющих дать по этому обвинению более длительные сроки - от пяти до восьми лет. В частности, такое наказание предусмотрено, если жертвой преступления стал несовершеннолетний, а также если доведение до самоубийства совершалось "в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет)".
Наряду с этим в кодекс включаются новые статьи: 110.1 (склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства; до шести лет колонии), 110.2 (организация деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства; тот же максимальный срок) и 151.2 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего; до трех лет колонии).
Дела по этим статьям предлагается отнести к подследственности СКР.
"Защита детей от информации, побуждающей к суициду и опасному для жизни поведению, относится к одной из задач национальной безопасности и уже является требованием действующего законодательства", - говорится в пояснительной записке к документу. Между тем, отмечает Яровая, "новые виды склонения к совершению самоубийства или содействия совершению самоубийства не прогнозировались ранее наукой, не были своевременно оценены криминологами и по факту приняли широкий масштаб, оказавшись вне уголовно-правовой оценки, а значит, и вне мероприятий правоохранительных органов по выявлению организаторов такой деструктивной деятельности, своевременному пресечению их действий, а также защите потерпевших".
Необходимость включения в УК статьи 151.2 единороска объяснила тем, что известны "случаи вовлечения лицами, достигшими восемнадцатилетнего возраста, подростков в трейнсерфинг (проезд на крыше поезда) или иные виды смертельно опасного зацепинга, руфинг (незаконное проникновение на крыши высоких зданий) либо в иные занятия, в том числе игры по типу "беги или умри", когда ребенку предлагается перебежать дорогу как можно ближе перед движущимся транспортом".
16 мая 2016 года в "Новой газете" была опубликована статья "Группы смерти" о покончившей с собой семикласснице. Как утверждалось, покойная состояла в нескольких закрытых группах во "Вконтакте". В них, заявляла газета, неизвестные фактически заставляют детей покончить собой. Сообщалось, что за полгода, предшествовавших написанию статьи, всего самоубийства совершили 130 детей, состоявших в одних и тех же закрытых ВК-группах.
20 мая в Петербурге было возбуждено дело по части 4 статьи 33 - статье 110 УК (подстрекательство к самоубийству). В ноябре стало известно о задержании администратора одной из таких групп - Филиппа Будейкина. Позже ему вменены еще ряд эпизодов.
14 февраля 2017-го глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что организаторов подобных групп в соцсетях надо приравнять к террористам.