новость Понькин уговаривал Литвиненко любить Путина и Родину

21.10.2003
Фото с сайта NEWSru.com

Фото с сайта NEWSru.com

Отставной майор ФСБ Андрей Понькин, который оказался замешанным в истории с "заговором" о покушении на убийство президента России, допросят в ФСБ. Об этом пишет "Газета". В интервью этому изданию майор сознался, что в Лондон он все-таки летал (Граням.ру он объявил, что в Лондон не ездил и с Литвиненко не встречался. - Ред.), причем чуть ли не по приглашению бывшего коллеги Александра Литвиненко.

"В течение последних двух месяцев мне несколько раз звонил из Лондона Александр Литвиненко, звал с женой в гости. Говорил, что покажет, как хорошо живет. Отмечу, проявился он после того, как начались неприятности у моего хорошего знакомого Алексея Алехина, - он владелец магазина для ветеранов Великой Отечественной войны. А в последнее время я числился консультантом в его службе безопасности," - пояснил бывший чекист. По его словам, на Алехина наехали "бауманские" бандиты. По данным Понькина, бауманской группировкой после убийства в 1994 году Глобуса руководит "некий Иса, с которым Литвиненко учился в военном училище". "Так вот, бауманские заявили, что пришли от Литвиненко, и потребовали 51% акций магазина. Алехин написал заявление о вымогательстве в милицию, но там разбираться не стали. Я попросил поучаствовать в этом деле адвоката Михаила Трепашкина (еще один бывший сотрудник ФСБ, участвовавший в пресс-конференции о готовящемся убийстве Березовского. - Ред.), который составил заявление в Моспрокуратуру. Но и оттуда нас "отфутболили", - поясняет Понькин. Во время очередного разговора с Литвиненко по телефону, майор обвинил бывшего сослуживца в вымогательстве. "Но тот неожиданно пояснил: мол, это не я, а бывший адвокат Бориса Березовского Анатолий Блинов", - загадочно говорит Понькин. Тогда он и друг его Алехин решили слетать в Англию - "отдохнуть и прояснить вопрос с магазином".

Литвиненко они не предупредили о прилете. Ему они позвонили 6 октября, на следующий день после прилета.

"Кстати, еще в Москве друзья меня предупреждали, чтобы я с Литвиненко не общался, потому что он способен на провокации. Мол, если возникнут проблемы, то лучше их решать с Березовским. Но я не послушался", - раскаивается неопытный и наивный чекист. Литвиненко, по словам Понькина, попросил перенести встречу "на потом". "Однако утром 7 октября он перезвонил и сказал, что ждет нас на Пикадили Циркус. Он пришел в темных очках, постоянно озирался, казалось, что чего-то боится. Мы обнялись", - как на духу выкладывает майор газете.

Понькин, судя по его словам, начал воспитывать Литвиненко. Он упрекнул товарища, что тот "бросил своих друзей, которые вместе с ним были на той пресс-конференции" - "того же Трепашкина, против которого расследуется уголовное дело, бывшего майора ФСБ Германа Щеглова, уволенного из органов". Он посоветовал Литвиненко пойти к Березовскому и "попросить того хотя бы найти какую-либо работу для Щеглова". Затем Понькин обвинил Литвиненко за то, что тот "пишет крамольные статьи про Путина": "Родина - это святое, и не надо на нее плевать, где бы ты ни жил". Литвиненко обиделся и, не попрощавшись, ушел.

Следующим утром Литвиненко позвонил и предложил вместе встретиться с Березовским, решить вопросы по Трепашкину и Щеглову. Понькин отказался, считая, что он "достаточно знает Березовского, чтобы обойтись без посредников".

"9 октября утром нам в номер позвонили полицейские и сообщили, что явятся для беседы в 16.00. Пришли, представились, нас с Алехиным рассадили за разные столики в гостиничном кафе. Мне сразу предложили работу офицером в спецуправлении по борьбе с русской мафией", - похвастался бывший сотрудник ФСБ. При вербовке они утверждали, что Понькин специалист по мафии и знания эти они почерпнули в книге Литвиненко "Лубянская преступная группировка". Один из них заявил, говорит Понькин, что по их данным, "мафию в России возглавляет Путин, который выдворил из страны Березовского". "Кроме того, они постоянно подчеркивали: 'У вас в России будут проблемы, лучше остаться здесь'. Нам пообещали политическое убежище. Я ответил, что в России мне бояться нечего, преступлений я не совершал".

Вербовка не состоялась. "На следующее утро в номер ворвались человек 15-20 полицейских, которые заявили, что мы - террористы", - рассказывает бывший чекист. В течение 6 дней, по его словам, его допрашивали дважды в день в тюрьме в Пэддингтон Грин. "Вопросы и мне, и, как потом выяснилось, Алехину задавали одни и те же: хотела ли ФСБ убить Березовского и Литвиненко, правда ли, что мы приехали устраивать против них провокации, намеревались ли организовывать покушение на Путина, связан ли Путин с русской мафией и почему русские коммерсанты вынуждены платить за его предвыборную кампанию, являюсь ли агентом ФСБ", - перечисляет Понькин. После очередного утреннего допроса ему сообщили, что он ни в чем не виноват и отвезли в аэропорт. "В дороге полицейские мне пояснили, что это была месть Литвиненко. В очередной раз предупредили: 'Готовься провести в Сибири 20 лет'", - объясняет Понькин. По его словам, он был приятно удивлен, что в Москве его никто не ждал с наручниками.

21.10.2003


новость Новости по теме